1
2
Дополнительной
Содержание
общеобразовательной общеразвивающей
«Шахматное королевство»
программы
Название раздела
1.
Комплекс
основных 1.1.
характеристик Программы
1.2.
1.3.
Стр.
Пояснительная записка
3
Цели и задачи реализации программы
8
Содержание общеразвивающей
9
программы
1.4.
Планируемые результаты
22
2.1. Условия реализации программы
2. Комплекс
организационнопедагогических
условий Программы
2.2. Формы контроля и оценочные материалы
23
3. Список литературы
29
26
3
I.
раздел
Комплекс
общеобразовательной
королевство».
основных
характеристик
Дополнительной
общеразвивающей
программы
«Шахматное
Пояснительная записка.
Актуальность программы. После подписания в мае 2018 года Президентом России
Указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года» в нашей стране взят курс на осуществление прорывного
научнотехнологического и социально- экономического развития и создание условий и
возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.
Это нацеливает систему образования на достижение (в рамках масштабного
национального проекта «Образование») глобальной конкурентоспособности российского
образования и вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования. Произойти это должно за счет внедрения новых методов обучения и
воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение воспитанниками
базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в
образовательный процесс.
Указанные цели и задачи открывают новые перспективы перед шахматами как
образовательной деятельностью, поскольку известно, что правильно проведенные занятия
шахмат позволяют воспитанникам учиться рассуждать, сравнивать, обобщать, делать
умозаключения, предвидеть результаты своей деятельности, выполнять анализ и синтез,
преодолевать эгоцентризм и синкретизм. Поэтому достаточно давно был поставлен вопрос
о том, что шахматы достойны стать предметом обучения, но первое время не удавалось
разработать такой курс шахмат, который на деле способствовал бы раскрытию таланта
каждого ребенка (а не только детей-чемпионов), предусматривал бы использование новых
методов обучения и был бы основан на новой образовательной технологии. Сегодня
разработан полностью соответствующий Федеральным государственным образовательным
стандартам общего образования курс «Шахматы для самых маленьких. Шахматы для
детей», «Шахматы. Полный курс для детей - Шахматы», курс «Шахматы - школе» И.Г.
Сухина, основанный на инновационной педагогической технологии, которая носит
название «Шахматно-задачная технология».
Автор Программы И.Г. Сухин кандидат педагогических наук, старший научный
сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования.
Профессор академии ГАСИС, член Союза писателей России, Почетный работник общего
образования РФ, член Координационного совета по развитию шахматного образования в
системе образования РФ, руководитель проекта "Шахматы детям" Министерства
образования РФ, автор курса для начальной школы "Шахматы – школе".
Программа опирается на современные достижения педагогики, психологии,
физиологии и нейронауки, с акцентом на новые знания о нейронных сетях применительно
к сфере образования.
1.1.
4
В современном образовании возрастает роль и значение образовательных дисциплин,
целенаправленно ориентированных на системное развитие мышления детей. К ним
относятся «Шахматы», поскольку при правильно организованном процессе обучения
присутствует минимальное количество понятий и материала, который требует запоминания
(поэтому память воспитанников не перегружается), а образовательный процесс
ориентирован на решение занимательных задач и головоломок.
Новейшие исследования подтверждают, что мозг следует поддерживать в активном
состоянии, причем среди ресурсов поддержания мозга в работоспособном состоянии чаще
всего указывается решение головоломок и шахматы. В курсе «Шахматы. Полный курс для
детей - Шахматы», «Шахматы - школе» эти ветви объединены, и в процессе обучения
элементам шахмат задействовано большое количество занимательных шахматных
головоломок и дидактических игр, большая часть которых ориентирована на зону
ближайшего развития учащихся (воспитанников). Эти задач и головоломки представлены в
системе.
Программа «Шахматы. Полный курс для детей - Шахматы», «Шахматы - школе»
также учитывает результаты научных исследований в областях искусственного и
эмоционального интеллекта и обретении гибких навыков; исследований, посвященных
соотношению аналитического и холистического стилей мышления для целей обучения;
идеи, заложенные в когнитивистских и конструктивистских теориях обучения. Все это
помогло курсу «Шахматы. Полный курс для детей - Шахматы», «Шахматы - школе» стать
одновременно строго научно обоснованным и максимально практико-ориентированным.
Важно, что в последние годы внимание руководства страны к шахматам значительно
повысилось. У шахмат в России очень хороший имидж. Они справедливо ассоциируются с
умом, интеллектом, умением мыслить, анализировать ситуации не только на шахматной
доске, но и в повседневной жизни. Однако только в курсе «Шахматы. Полный курс для
детей - Шахматы», «Шахматы - школе» удалось преодолеть основной недостаток шахмат
— наличие проигравших, которое лишает мотивации многих детей дошкольного возраста.
По этой причине и была разработана «Шахматно-задачная технология обучения». Если
шахматы как парная игра разъединяет воспитанников, то шахматы как система
занимательных задач объединяет всех детей.
Поэтому если мы говорим о шахматах как образовательной деятельности, то должны
так выстраивать образовательный процесс, чтобы и полезно, и интересно было всем
воспитанникам, а не только детям-чемпионам. Это повысит качество всей нейронной сети
головного мозга детей и будет способствовать их успехам в освоении ООП. Жизнь — это
каждодневное решение разного рода задач. И шахматно-задачная технология курса
«Шахматы. Полный курс для детей - Шахматы», «Шахматы - школе» на это и нацелена —
от года к году сложность задач увеличивается, что соответствует реалиям сегодняшней
жизни.
Во всех других учебных курсах шахмат речь идет в первую очередь о шахматах как
спортивной или сопернической игре, в основе которой лежит подавление одного интеллекта
другим (что, помимо всего прочего, не способствует здоровьесбережению детей), поэтому
прямой целью является утилитарная задача — научить всех детей играть в шахматы.
В противовес этому в курсе «Шахматы. Полный курс для детей - Шахматы»,
«Шахматы - школе» прямой целью является непосредственно развитие образного и
логического мышления детей, поэтому выбрана не соперническая форма проведения
занятий, а заданная, насыщенная большим количеством специально разработанных
5
дидактических заданий и игр. В этом случае ребёнок ребёнку не соперник, а помощник, что
необычайно актуально в наши дни. Полный курс для детей - Шахматы», «Шахматы школе» — инструмент развития детей, средство развития, а не самоцель.
Шахматы как парная игра интересны далеко не всем детям, а преимущественно только
тем, кто большую часть шахматных партий выигрывает. А вот шахматы как продуманная
система занимательных нестандартных шахматных задач интересны всем детям, более того,
по отзыву педагогов, задачи в курсе «Шахматы. Полный курс для детей - Шахматы»,
«Шахматы - школе» интереснее, чем сами шахматы. Так и должно быть.
Очень важное расхождение между курсом «Шахматы. Полный курс для детей Шахматы», «Шахматы - школе» и иными курсами заключается в следующем. Само слово
«шахматы» в них понимается по-разному. В других курсах речь идет о шахматах,
понимаемых как парная игра всеми 32 фигурами из начального положения. А ведь известно,
что дети младшего возраста могут успешно манипулировать лишь ограниченным
количеством предметов (в данном случае шахматных фигур).
В курсе «Шахматы. Полный курс для детей - Шахматы», «Шахматы - школе» шахматы
понимаются как инструмент обучения и речь идет не об обучении всех детей игре в
шахматы из начального положения (это нереально), а об обучении элементам шахмат с
целью развития мышления. В этом случае процесс обучения является фоном, на котором
развивается мышление. Разумеется, в курсе «Шахматы. Полный курс для детей Шахматы», «Шахматы - школе» кроме решения занимательных задач широко представлена
и игра. Но не как игра из начального положения с 32 фигурами (что было бы антинаучно),
а как совокупность инновационных дидактических игр с ограниченным количеством фигур,
что доступно 100% детям дошкольного возраста.
Как известно, одна из бед современности заключается в том, что мир стали делить на
своих и чужих. Курс «Шахматы. Полный курс для детей - Шахматы», «Шахматы - школе»
преодолевает и это противоречие, так как система обучения — заданная, при которой
ребёнок ребёнку — друг, товарищ, помощник в решении задач, а не противник, интеллект
которого нужно подавить (а частое подавление интеллекта, как известно, ведет к опасному
понижению самооценки). Безусловно, занятие шахмат должно нести только положительные
эмоции всем детям и способствовать здоровьесбережению.
В «Пояснительной записке» не случайно самое серьезное внимание уделяется
отличиям курса «Шахматы. Полный курс для детей - Шахматы», «Шахматы - школе» И.Г.
Сухина от других курсов шахмат, так как эти отличия носят принципиальный характер:
1) либо процесс обучения элементам шахмат будет иметь серьезную опору на
науку, либо превратится в профанацию великой и правильной идеи;
2) либо это будет реальные занятия на развитие мышления детей, либо не будет;
3) либо занятие шахмат будет способствовать здоровьесбережению, либо нет;
4) занятие шахмат будет способствовать либо объединению детей, либо их
разъединению, разделению на победителей и проигравших;
Разумеется, всегда, когда речь идет о процессе обучения, одновременно он должен
быть и ресурсом, актом воспитания, поскольку в ходе любого занятия обучение и
воспитание неразрывно связаны.
Программы курса «Шахматы. Полный курс для детей - Шахматы», «Шахматы школе» разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта
с учетом современных концепций и стратегий развития отечественного образования.
Программы отражают изменения парадигмы современного образования. В результате:
6
1)
целью обучения становится формирование умения учиться;
2)
при организации образовательного процесса
происходит
сближение
конструктивистского и деятельностного подходов;
3)
активность воспитанников становится ключом к достижению целей обучения
— знание выстраивается самими воспитанниками в процессе познавательной деятельности;
4)
процесс обучения рассматривается как целостный акт сотворчества педагога
и воспитанников;
5)
большое значение придается созданию условий для достижения успешности
всех воспитанников, а не только самых лучших, при этом основой успешности
воспитанников становится их овладение универсальными учебными действиями;
6)
происходит переориентация на методы обучения, которые гарантируют
становление самостоятельной и творческой личности воспитанников;
7)
не упускаются из виду проблемы здоровьесбережения;
8)
самое серьезное внимание уделяется обучению, в фокусе которого находится
решение задач;
9)
значимую роль начинает играть обучение, ориентированное на развитие
внутреннего плана действий воспитанников — их фундаментальной способности
действовать «в уме».
В этом случае шахматы рассматриваются как инструмент развития, а процесс
обучения основам шахмат выступает как средство для достижения цели. Этот подход
можно назвать «партнерским подходом», так как воспитанники вместе с педагогами
являются единой командой (партнерами, а не соперниками), «сражающимися» с
нестандартными занимательными задачами различной сложности. Этот путь и реализован
в курсе «Шахматы. Полный курс для детей - Шахматы», «Шахматы - школе» И.Г. Сухина.
При этом речь идет о применении в образовательном процессе специально
разработанной здоровьесберегающей системы дидактических шахматных заданий и
игр, предназначенных для системного развития наглядно-образного и логического
мышления детей.
Средством для этого является использование шахматного материала (шахматной
доски и фигур). Фоном, на котором протекает это развитие, является процесс обучения
детей шахматным основам. При таком подходе шахматы являются дошкольной и
школьной дисциплиной, представляющей собой четко структурированную
здоровьесберегающую систему спиралеобразно усложняющихся занимательных
развивающих заданий и дидактических игр, ориентированных на зону ближайшего
развития детей.
Курс «Шахматы. Полный курс для детей - Шахматы», «Шахматы - школе» базируется
на культурно-исторической теории формирования высших психических функций (Л. С.
Выготский), реализуя системно-деятельностный подход. Другими научными опорами курса
стали теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин),
культурологическая теория содержания образования (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин), работы
об этапах развития способности действовать «в уме» (Я. А. Пономарев), исследования и
области психологии, нейропсихологии, нейрофизиологии и других нейронаук.
Все составляющие курса разработаны таким образом, что в них присутствует большое
количество шахматно-литературных, шахматно-арифметических, шахматно-
7
геометрических, шахматно-логических и шахматно-языковых дидактических игр, задач и
головоломок различных жанров. Практика показала, что для воспитанников шахматные
задачи и головоломки курса нередко оказываются даже интереснее, чем сами шахматы.
Кроме этого, в курсе разработано много обучающих шахматных сказок, загадок,
презентаций, кроссвордов, чайнвордов, викторин, тестов, латинских квадратов, судоку,
буквенных и других затей.
Ключевая цель курса «Шахматы. Полный курс для детей - Шахматы», «Шахматы школе» — нефорсированное, поэтапное развитие у детей фундаментальной способности
действовать «в уме» с помощью здоровьесберегающей «Шахматно-задачной технологии».
Способность действовать «в уме» — одна из универсальных характеристик человеческого
сознания (выявленная Я. А. Пономаревым), один из важнейших показателей общего
развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых
психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения,
внимания, памяти и мышления и заключается в возможности индивида оперировать в
мысленном плане заместителями реальных предметов (не совершая с ними развернутых
операций в пространстве). На реализацию данной цели сориентированы все составляющие
курса «Шахматы. Полный курс для детей - Шахматы», «Шахматы - школе».
Здоровьесбережение в курсе «Шахматы. Полный курс для детей - Шахматы»,
«Шахматы - школе». Курс — здоровьесберсгающий, так как в нем применяется заданная
система обучения, позволяющая организовать для всех воспитанников комфортную
обучающую среду (поскольку отсутствуют проигравшие). Практика показала, что это
обеспечивает почти 100-процентную положительную мотивацию у детей и занятие
шахмат становится для них одним из самых желанных.
Все вышеизложенное и определило выбор программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматное
королевство» (далее по тексту - Программа «Шахматное королевство») адаптирована на
основе программы «Шахматы. Полный курс для детей - Шахматы», «Шахматы - школе»
И.Г. Сухина.
Программа физкультурно-спортивной направленности.
Срок освоения рассчитана на 2 года обучения, 32 учебные недели в год.
Адресат. Возраст детей с 5 лет до 7 лет. Занятия проводятся в группе до 10 человек.
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Возрастные особенности детей 5-ти – 6-ти лет
В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не
только решить задачу в наглядном плане, но совершить преобразования объекта. Развитие
мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные
представления, комплексные представления, представления и цикличности изменений).
Кроме того, после пяти с половиной лет на смену правополушарному (творческому)
мышлению приходит левополушарное (логическое) мышление (кроме левшей),
совершенствуются обобщения.
Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он наблюдателен. Собственное
«я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором он стремится отыскать
причинно-следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного.
8
Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и
последовательно разворачивающиеся истории.
К пяти годам ребенок уже способен правильно произнести почти все звуки речи. Ребенок
бегло излагает свои мысли. Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция
речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия,
рассказывать об этом.
К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой багаж знаний,
который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремиться поделиться своими
знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной
мотивации в общении. Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку
целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфические для
дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов. На фоне эмоциональной
зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание,
выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
К шести годам ребенок уже стремится управлять своими эмоциями, пытаясь их
сдерживать или скрывать от посторонних, что не всегда удается. Дети знают свою
половую принадлежность и даже в играх не хотят ее менять.
С пяти до шести лет у ребенка наблюдаются значительные сдвиги в усовершенствовании
моторики и силы. Скорость его движений продолжает возрастать, и заметно улучшается
их координация.
Свои познания ребенок применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них и зная, как он
сможет сделать замысел реальным. В этот период ребенок становится сознательно
самостоятельным.
Возрастные особенности детей 6-ти – 7-ми лет
К этому возрасту у ребенка сформирована достаточно высокая компетентность в
различных видах деятельности и в сфере отношений. Он способен принимать собственные
решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У ребёнка развито устойчивое
положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить
эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.
У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени,
чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность,
которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании
рисунков, лепке и т.д. Воображение формируется в игровой, гражданской и
конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в
фантазирование. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности,
формулируя словесно.
В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания,
складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития
речи, познавательных интересов, внимание становится опосредованным, связано с
интересами ребенка к деятельности. Появляются элементы после произвольного
внимания.
Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и
эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным,
целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия —
наблюдение, рассматривание, поиск.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический
строй, лексика. Развивается связная речь. Дети начинают активно употреблять
9
обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. У детей
развивается диалогическая речь и некоторые виды монологической речи.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не
всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть
несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом
дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и
менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Программа реализуется в форме групповых занятий.
Объем программы за два года обучения – 128 часов: первого года обучения – 64 часов,
рассчитан на 32 недели, второго года обучения – 64 часа. Продолжительность занятий по
30 минут.
Уровневость Программы - «стартовый уровень».
Предусматривает следующие виды занятий: лекция, практическое занятие, открытое
занятие. Формы подведения результатов: открытое занятие, участие в турнирах по
шахматам.
1.2.
Цели и задачи реализации Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Шахматное королевство».
Целью Программы «Шахматное королевство» является непосредственно развитие
образного и логического мышления детей. Нефорсированное, поэтапное развитие у детей
фундаментальной способности действовать «в уме» с помощью здоровьесберегающей
«Шахматно-задачной технологии». Задачи Программа «Шахматное королевство»:
Обучающие:
Формировать ориентацию на плоскости, пространственное воображение.
Создать у ребенка добротную элементную базу, основу дальнейшего
совершенствования у тех детей, которые решат продолжить обучение в клубах, секциях и
детско-юношеских спортивных школах (задача значимая для системы спорта).
Развивающие:
Развивать основы аналитического мышления;
Расширять возможности памяти;
Проявлять контроль за эмоциями и уважение к партнеру;
Улучшать социализацию замкнутых детей;
Развивать терпение, внимательность и собранность.
Воспитательные:
Привить детям интерес к шахматам;
Воспитывать сосредоточенность.
Принципы и подходы к формированию Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Шахматное королевство».
Используемая в Программе «Шахматное королевство» система дидактических
заданий и игр опирается на следующие дидактические принципы.
Принцип культуросообразности обеспечивается тем, что шахматы в России —
всенародная игра, имеющая уникальные традиции.
10
Принцип положительного эмоционального фона обучения — занимательным
характером заданий и отсутствием проигравших.
Принцип наглядности — использованием досок, фигур, иллюстрированных учебных
материалов.
Принцип доступности — тем, что для каждой возрастной группы детей подбираются
задания соответствующей сложности.
Принцип природосообразности — тем, что шахматы соответствуют ведущей
деятельности детей дошкольного возраста.
Принцип «от простого к сложному» — плавным усложнением заданий для каждой
фигуры, начиная с фигуры, имеющей самый простой ход.
Принцип систематичности и последовательности обеспечивается тем, что
обучение ведется по спирали: после овладения возможностями первой фигуры на заданиях
пятого уровня знакомство с новой фигурой начинается с заданий первого уровня.
Предложенная система подобна постепенно расширяющейся трехмерной спирали-воронке.
Это связано с тем, что, освоив задания с ладьей, а затем со второй по сложности фигурой —
слоном, ребенок отрабатывает те же пять уровней, учась бороться ладьей против слона и
слоном против ладьи. После изучения возможностей третьей фигуры (ферзя) возникает еще
большая вариативность в выборе взаимодействующих друг с другом фигур и т. д. по мере
расширения спирали. Принцип прочности гарантируется тем, что в процессе обучения
многократно происходит возвращение к уже пройденному материалу на новом витке
спирали и функции уже изученных фигур изучаются в новых ситуациях. Подавляющее
большинство заданий разработано с соблюдением принципа единственности решения.
1.3.
Содержание Дополнительной общеобразовательной
программы «Шахматное королевство».
общеразвивающей
Учебный (тематический) план первого года обучения
№
Тема
Шахматная доска
Шахматные фигуры
Начальная расстановка
фигур
Ходы и взятие фигур
Цель
шахматной
партии
Игра всеми фигурами
из начального
положения
Повторение
программного
материала
Всего:
Распределение часов
теоретические
практические
3
2
3
4
2
11
2
15
3
5
Всего
Форма
контроля
6
6
4
Беседа
Беседа
Тренинг
26
8
Тренинг
Тренинг
10
Тренинг
Тренинг
2
8
2
2
4
25
39
64
11
Программа «Шахматное королевство». Первый год обучения включает в себя шесть
тем.
На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с
углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на
детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых
возможностей. В Программе «Шахматное королевство» предусмотрено, чтобы уже на
первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур,
делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее слона или коня, а ферзь сильнее ладьи.
Программа первого года обучения разработана для организации шахматных занятий в
старших и подготовительных группах детских садов. Это обеспечивается применением на
занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К
примеру, при изучении игровых возможностей ферзя или коня пятилетним детям
предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям шести лет. При этом
последовательность изложения материала остается прежней.
Примерная тематика Программы «Шахматное королевство». Первый год
обучения.
1. Шахматная доска.
Теория. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр.
Практика:
Дидактические игры и задания:
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий
шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной
доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. Шахматные фигуры.
Теория: Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Практика:
Дидактические игры и задания:
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все
шахматные фигуры, каждый из воспитанников на ощупь пытается определить, какая фигура
спрятана.
«Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в один ряд, дети по очереди называют
все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия
этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются
угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает воспитанников,
чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую
фигуру и отставляют ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
3. Начальная расстановка фигур.
12
Теория: Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из
фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между
горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Практика: Дидактические игры и задания:
«Мешочек». воспитанники по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и
постепенно расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, стоят ли эти
фигуры рядом в начальном положении.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру:
«Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч
следует поймать.
4. Ходы и взятия фигур (основная тема первого года обучения).
Теория: Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и
чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые
фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе,
превращение пешки.
Практика:Дидактические игры и задания:
«Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний
план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог
играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры).
Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные
на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются
заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных
фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой
маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под
ударом черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью
уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом
запрещается ставить фигуры на клетки, находившиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре
обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную
фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить
незащищенную фигуру.
13
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую
под боем.
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных
они проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с
«заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на
первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют
«заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей 57
лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на
шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими,
эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
5. Цепь шахматной партии.
Теория: Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Практика: Дидактические игры и задания:
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых дети должны определить,
стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых воспитанники должны
определить, дан ли мат черному королю.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения.
Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
«Рокировка». воспитанники должны определить, можно ли рокировать в
тех или иных случаях.
6. Игра всеми фигурами из начального положения.
Теория: Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Практика: Дидактические игры и задания:
«Два хода». Для того чтобы воспитанник научился создавать и реализовывать угрозы,
он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя
своими ходами.
Учебный (тематический) план второго года обучения
Тема
Распределение часов
теоретические практические
всего
Повторение программного
4
материала
2
2
Краткая история шахмат
1
0
1
Шахматная нотация
2
2
4
Ценность
шахматных
9
фигур
3
6
Постановка
мата
9
одинокому королю
4
5
Форма
контроля
Беседа
Беседа
Тренинг
Тренинг
Тренинг
14
Достижение
мата
без
потери материала
Шахматная комбинация
Повторение программного
материала
3
10
5
15
1
26
3
38
8
Тренинг
25
4
Тренинг
Тренинг
64
Содержание Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Шахматное королевство». Второй год обучения.
Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и
слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим
методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением
в овладении шахматными основами явится умение детей ставить мат.
Программа «Шахматное королевство». Второй год обучения.
Включает в себя шесть тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация»,
«Ценность шахматных фигур», «Постановка мата одинокому королю», «Достижение мата
без жертвы материала», «IIIахматная комбинация».
Примерная тематика Программы «Шахматное королевство». Второго года
обучения.
1. Краткая история шахмат. Теория: Рождение шахмат. От чатуранги к
шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
2. Шахматная нотация.
Теория: Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая
и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Практика: Дидактические игры и задания:
«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать
ее (например: «Вертикаль “е”»). Так дети называют все вертикали. Затем педагог
спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские
слоны? Ферзевые ладьи?» и т. п.
«Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют
горизонталь (например: «Вторая горизонталь»).
«Назови диагональ». А здесь определяется диагональ (например: «Диагональ e1 —
а5»).
«Какого цвета поле?» Педагог называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
«Кто быстрее». К доске вызываются два воспитанника, и педагог предлагает им найти
на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
«Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его.
Учитель уточняет ответы детей.
3.Ценность шахматных фигур.
Теория: Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального
перевеса. Способы защиты.
Практика: Дидактические игры и задания:
«Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура
сильнее? На сколько очков?»
15
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит
ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы
очков в армиях педагога и воспитанника были равны.
«Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные
положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить
материальное равенство.
4.Постановка мата одинокому королю.
Теория: Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против
короля. Король и ладья против короля.
Практика: Дидактические, игры и задания:
«Шах или мат». Шах или мат черному королю?
«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.
«На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил
на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на
угловое поле.
«Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля
останется наименьшее количество полей для отхода.
5. Достижение мата без жертвы материала.
Теория: Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле
(начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Практика:Дидактические игры и задания:
«Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два
хода.
«Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
6. Шахматная комбинация.
Теория: Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые
комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия,
отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты
и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.
Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, комбинации на пат).
Практика: Дидактические игры и задания:
«Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.
«Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
«Выигрыш материала». Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и
добиться материального перевеса.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматное
королевство». Первый год обучения.
Тема
Тематическое планирование
Характеристика
деятельности
видов
16
Шахматная
доска
Чтение
и
инсценировка
дидактической сказки И. Г. Сухина
«Удивительные
приключения
шахматной доски» или показ
одноименной презентации.
Знакомство с шахматной доской. Диаграмма.
Демонстрационная
шахматная доска. Поля (шахматные
поля). Белые поля. Черные поля.
Чередование белых и черных полей
на шахматной доске. Шахматная
доска и шахматные поля квадратные.
Чтение
и
инсценировка
дидактической сказки И. Г. Сухина
«Котята-хвастунишки» или показ
одноименной
презентации.
Расположение
доски
между
партнерами.
Горизонтальная линия.
Количество полей в горизонтали.
Количество горизонталей на доске.
Вертикальная линия.
Количество полей в вертикали.
Количество вертикалей на доске.
Чередование белых и черных полей в
горизонтали и вертикали. Работа с
презентацией «Шахматные загадки
И. Г. Сухина ко второму уроку». Дидактические
задания
и
игры
«Горизонталь»,
«Вертикаль».
Диагональ.
Белая
и
черная
диагонали. Отличие диагонали от
горизонтали
и
вертикали.
Количество полей в диагонали.
Большая белая и большая черная
диагонали. Короткие диагонали.
Центр. Форма центра. Количество
полей
в
центре.
Работа
с
презентациями-сказками
И.
Г.
Сухина «Как появилась шахматная
доска» или «Лена, Оля и Баба Яга».
Дидактическое
задание
«Диагональ». Цикл дидактических
заданий
«Помоги
рассеянному
художнику»
Находить белые и черные
поля, белые и черные
диагонали на шахматной
доске.
Правильно
располагать
шахматную
доску.
Распознавать горизонталь,
вертикаль, диагональ.
Считать количество полей в
шахматных
«дорожках»:
горизонталях,
вертикалях,
диагоналях.
Определять
количество горизонталей и
вертикалей на шахматной
доске. Выявлять сходство и
различие
горизонтали,
вертикали
и
диагонали.
Находить на шахматной
доске
горизонтали,
вертикали,
диагонали
и
центр.
Сравнивать диагонали по
количеству полей. Делать
вывод о том, в каких
шахматных
«дорожках»
полей больше, чем в других.
Играть в дидактические игры
по теме.
Решать
занимательные
задания по теме. Предлагать
варианты развития сюжета в
дидактических сказках и
презентациях-сказках.
17
Шахматные
фигуры
Белые. Черные. Ладья, слон, ферзь,
конь, пешка, король. Работа с
презентациями-сказками
И.
Г.
Сухина
«Приключения
в
Шахматной
стране», «Как появились шахматные
фигуры»,
«Оля, Добрыня и шахматы».
Дидактические задания и игры
«Волшебный мешочек», «Угадайка»,
«Секретная фигура», «Угадай», «Что
общего?», «Большая и маленькая»
Различать шахматные
фигуры по цвету, форме и
размеру.
Рисовать
шахматные
фигуры.
Предлагать
варианты
развития
сюжета
в
презентациях-сказках.
Играть в дидактические
игры по теме.
Решать
занимательные
задания по теме.
Начальная
расстановка
фигур
Начальное положение (начальная
позиция). Расстановка фигур перед
шахматной
партией.
Правило:
«Ферзь любит свой цвет». Связь
между горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальным
положением фигур. Работа с
презентацией-рифмовкой
И.
Г.
Сухина «Я смотрю на первый ряд...»
и с презентацией- сказкой И. Г.
Сухина
«Книга
шахматной
мудрости». Дидактические задания и
игры
«Мешочек», «Да и нет», «Мяч»
Расставлять
начальное
положение.
Находить
ошибки
в
неправильно
расставленной
начальной позиции.
Выявлять связь между
«дорожками»
шахматной доски и
начальным положением.
Предлагать варианты
развития
сюжета
в
презентациях-сказках.
Разучивать рифмовку о
начальном положении.
Играть
в
дидактические игры
по теме.
Решать
занимательные
задания по теме.
Ходы и взятие
фигур
Место каждой из фигур в начальном
положении. Ход. Ход ладьи, слона,
ферзя,
коня,
пешки,
короля.
Невозможный ход. Взятие. Размен.
Создание угрозы. Нападение на
фигуры противника. Особенности
использования цветных магнитов на
демонстрационной доске.
Белопольные и чернопольные слоны,
одноцветные и разноцветные слоны,
качество, легкие и тяжелые фигуры,
ладейные, коневые, слоновые,
Воспроизводить на своей
шахматной
доске
малофигурные позиции из
учебных пособий.
Выполнять ход и взятие
каждой из шахматных фигур.
Разменивать
при
необходимости однотипные
фигуры.
Совершать передвижения
шахматных фигур не только
на шахматной доске, но и «в
18
ферзевые,
королевские
пешки,
взятие на проходе, превращение
пешки. Авторские дидактические
задания «Один в поле воин»,
«Кратчайший путь», «Лабиринт»,
«Перехитри
часовых»,
«Сними
часовых», «Атака неприятельской
фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй фигуру» с каждой
из
фигур.
Простые
дидактические задания как основа
решения более сложных. Авторские
дидактические
игры
«Захват
контрольного
поля»,
«Защита
контрольного поля», «Игра на
уничтожение»,
«Ограничение
подвижности» с каждой из фигур.
Дидактические задания как опора
для дидактических игр. «Доматовый» период обучения как
модель тех или иных реальных
ситуаций, которые могут сложиться
в реальной шахматной партии.
Работа с поурочными презентациями
шахматных загадок И. Г. Сухина и
другими
презентациями.
Цикл
дидактических заданий «Помоги
рассеянному художнику»
уме» — во внутреннем плане.
Сравнивать
положение
белых и черных фигур на
шахматной доске.
Устанавливать общее и
различия
между
дидактическими заданиями.
Анализировать простейшие
положения, возникающие в
ходе дидактических игр.
Ставить себя на место
партнера при обдумывании
хода
—
преодолевать
эгоцентризм. Налаживать
простейшие связи между
своими
шахматными
фигурами.
Нарушать взаимодействие
неприятельских фигур.
Выявлять главный фактор в
той или иной позиции — тот,
который помогает выбрать
лучший ход.
Находить алгоритм решения
той или иной головоломки.
Выявлять атакующие и
защитительные
ходы.
Обосновывать выбор своего
хода при решении задач.
Замечать простейшие связи
между
фигурами
преодолевать синкретизм.
Находить парадоксальные
ходы, которые позволяют
решать
занимательные
задачи.
Выбирать
сильнейший
ход
из
нескольких
возможных.
Играть в дидактические
игры по теме.
Решать
занимательные
задания по теме.
19
Цель шахматной Шах ферзем, ладьей, слоном, конем,
пешкой.
Защита
от
шаха.
партии
Дидактические задания «Шах или не
шах», «Дай шах», «Пять шахов»,
«Защита от шаха». Открытый шах.
Двойной
шах.
Дидактические
задания «Дай открытый шах», «Дай
двойной шах».
Дидактическое
задание
«Кратчайший путь» как модель для
поиска шаха в той или иной позиции.
Воспроизводить на своей
шахматной
доске
малофигурные позиции из
учебных пособий.
Объявлять шах, открытый
шах, двойной шах. Освоить
способы защиты от шаха.
Находить лучшую защиту от
шаха.
Ставить мат различными
Дидактическая игра «Первый шах».
Цель игры. Мат ферзем, ладьей,
слоном,
конем,
пешкой.
Дидактическое задание «Мат или не
мат». Работа с презентацией-сказкой
И. Г. Су- хина «Страна Грез». Мат в
один ход. Мат в один ход
ферзем,ладьей,
слоном,
конем,
пешкой
(простые
примеры).
Дидактическое задание «Мат в один
ход». Мат в один ход: сложные
примеры
с
большим
числом
шахматных фигур. Дидактическое
задание «Дай мат в один ход».
Отличие пата от мата. Варианты
ничьей.
Примеры
на
пат.
Дидактическое задание «Пат или не
пат». Длинная и короткая рокировка.
Правила рокировки. Дидактическое
задание «Рокировка». Работа с
презентацией «Шахматные загадки
И. Г. Сухина к двадцать восьмому
уроку». Цикл дидактических заданий
«Помоги рассеянному художнику»
фигурами и их сочетаниями.
Освоить способы, которые
могут
спасти
худшую
партию: пат и вечный шах.
Различать шах, мат и пат.
Проводить
короткую
и
длинную
рокировку.
Выбирать правильный ход
из нескольких возможных.
Обосновывать выбор своего
хода в том или ином
положении.
Совершать
передвижения
шахматных фигур не только
на шахматной доске, но и «в
уме» — во внутреннем плане.
Предлагать
варианты
развития
сюжета
в
презентациях-сказках.
Сравнивать
положение
белых и черных фигур на
шахматной доске.
Моделировать
ситуации
постановки мата. Играть в
дидактические игры по
теме. Решать
занимательные задания по
теме.
20
Игра всеми
фигурами из
начального
положения
Правила поведения за шахматной
доской. Игра без пояснений о том,
как лучше начинать шахматную
партию. Шахматы — это время,
пространство и материал. Самые
общие представления о том, как
начинать шахматную партию: 1) как
можно быстрее вводить в игру свои
фигуры;
2) без необходимости не делать два
хода подряд одной и той же фигурой;
3) вводить в игру легкие фигуры
раньше, чем тяжелые;
4)
для
обеспечения
более
безопасной позиции для короля
выполнять рокировку;
5)
фигуры
должны
занимать
активные позиции;
6)
фигуры
должны
занимать
безопасные позиции;
7)
следует
ограничивать
подвижность фигур противника; 8) не
ставить более ценные свои
фигуры под удар менее сильных
фигур противника;
9)
особое
внимание
уделять
центральным полям. Демонстрация
коротких партий. Дидактическая
игра
«Два
хода».
Цикл
дидактических заданий «Помоги
рассеянному художнику»
Выявлять главный фактор в
той или иной позиции,
который помогает объявить
мат в один ход на первых
ходах партии.
Находить мат в один ход в
коротких
партиях.
Сравнивать
положение
белых и черных фигур на
шахматной доске.
Обосновывать выбор своего
хода в том или ином
положении.
Выбирать правильный ход из
нескольких возможных.
Совершать
передвижения
шахматных фигур не только
на шахматной доске, но и «в
уме» — во внутреннем плане.
Играть в дидактические
игры по теме.
Решать
занимательные
задания по теме.
21
Повторение
программного
материала
Всего
Шахматная доска, белые и черные
поля,
горизонталь,
вертикаль,
диагональ,
центр,
названия
шахматных фигур, ходы шахматных
фигур, белопольные и чернопольные
слоны, качество, легкие и тяжелые
фигуры. Шах, открытый шах,
двойной шах, мат, ничья, пат,
рокировка,
шахматная партия, короткие партии
Проговорить
основные
термины шахмат: шахматная
доска, белое поле, черное
поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, начальная
позиция, королевский фланг,
ферзевый фланг, ход, взятие,
нападение, шах, открытый
шах, двойной шах, вечный
шах, защита от шаха, мат, пат,
рокировка,
выигрыш,
проигрыш, ничья, качество,
легкая
фигура,
тяжелая
фигура.
Повторить названия всех
шахматных фигур и основные
правила шахмат: ходы и
взятия каждой из фигур (в
том числе взятие на проходе,
превращение
пешки,
проведение
короткой
и
длинной рокировки).
64 часа
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматное
королевство». Второй год обучения.
Тема
Тематическое планирование
Повторение
программного
материала
Шахматная доска, белое и черное поле,
горизонталь, вертикаль, диагональ,
белая диагональ, черная диагональ,
большая белая и большая черная
диагонали, центр. Ходы шахматных
фигур. Нападение, шах, мат, пат.
Выигрыш, проигрыш, ничья.
Начальное положение. Работа с
презентациями-сказками И. Г. Сухина
«Приключения в Шахматной стране»,
«Как появились шахматные фигуры»,
«Страна Грез». Короткая и длинная
рокировка. Взятие на проходе.
Характеристика видов
деятельности
Проговорить
основные
термины
шахмат:
шахматная доска, белое
поле,
черное
поле,
горизонталь,
вертикаль,
диагональ, центр, начальная
позиция,
королевский
фланг, ферзевый фланг, ход,
взятие, нападение, шах,
открытый шах, двойной
шах, вечный шах, защита от
шаха, мат, пат, рокировка,
выигрыш,
проигрыш,
ничья, качество, легкая
22
Превращение
пешки.
Варианты
ничьей. Самые общие рекомендации о
принципах разыгрывания дебюта.
Задания на мат в один ход.
Демонстрация
коротких
партий.
Дидактические игры и задания «Две
фигуры против целой армии», «Убери
лишние фигуры», «Ходят только
белые», «Неотвратимый мат». Работа с
презентацией И. Г. Сухина «Шахматы,
второй год: Материалы к урокам 1-2»
(4 ч).
фигура, тяжелая фигура.
Повторить названия всех
шахматных
фигур
и
основные правила шахмат:
ходы и взятия каждой из
фигур (в том числе взятие
на проходе, превращение
пешки,
проведение
короткой
и
длинной
рокировки).
Предлагать
варианты развития сюжета
в презентациях-сказках.
Краткая история Происхождение шахмат. Легенды о
шахматах. Чатуранга и шатрандж.
шахмат
Шахматы проникают в Европу. Работа
с презентацией-сказкой И. Г. Сухина
«Книга
шахматной
мудрости».
Коротко о чемпионах мира по
шахматам. Работа с презентацией И. Г.
Сухина «Шахматы, второй год:
Материалы к уроку 3. Краткая история
шахмат. Легенда о радже и мудреце»
(1ч).
Обозначение
горизонталей,
Шахматная
вертикалей, полей. Дидактические
нотация
задания «Назови вертикаль», «Назови
горизонталь», «Назови диагональ»,
«Какого цвета поле», «Кто быстрее»,
«Вижу цель». Рифмовка И. Г. Сухина о
шахматной нотации «Мы сидели на
крыльце...». Обозначение шахматных
фигур и терминов. Запись начального
положения.
Краткая
и
полная
шахматная
нотация.
Запись
шахматной
партии.
Работа
с
презентацией И. Г. Сухина «Шахматы,
второй год: Материалы к урокам 4-5.
Шахматная нотация» (4 ч).
Получить
первое
представление об истории
шахмат.
Оценить поступки раджи и
мудреца — изобретателя
шахмат в «Легенде о радже
и мудреце».
Предлагать варианты
развития сюжета в
презентациях-сказках.
Находить на шахматной
доске каждую горизонталь,
вертикаль, диагональ и
конкретное шахматное поле
в соответствии с шахматной
нотацией.
Называть цвет того или
иного поля: глядя на
шахматную доску и не
глядя на нее — совершая
необходимые операции «в
уме».
Отличать
краткую
и
полную
шахматную
нотацию.
23
Ценность
шахматных
фигур
Сравнительная
сила
шахматных
фигур. Дидактические задания «Кто
сильнее», «Обе армии равны». Работа
с презентацией И. Г. Сухина
«Шахматы, второй год: Материалы к
уроку 6. Ценность шахматных фигур».
Достижение материального перевеса.
Дидактическое задание «Выигрыш
материала»: выигрыш ферзя, ладьи,
слона, коня, пешки.
Способы защиты. Дидактическое
задание
«Защита»:
уничтожение
атакующей фигуры, уход из-под боя,
Оценивать соотношение
сил на шахматной доске в
малофигурной
учебной
позиции.
Находить
атакующие и
защитительные ходы в том
или
ином
учебном
положении.
Выбирать правильный ход
из нескольких возможных.
Сравнивать
положение
белых и черных фигур на
шахматной доске.
защита атакованной фигуры другой
своей
фигурой,
перекрытие,
контратака.
Цикл
дидактических
заданий
«Помоги
рассеянному
художнику» (9 ч).
Выявлять
прием,
с
помощью которого можно
достичь
материального
перевеса:
ограничение
подвижности, нападение,
шах,
открытый
шах,
двойной шах, двойной удар,
превращение пешки, связка,
открытое нападение, взятие
на проходе и т. п.
Определять
способ
защиты,
с
помощью
которого можно сохранить
материальное
равенство:
уничтожение
атакующей
фигуры, уход из-под боя,
защита атакованной фигуры
другой своей фигурой,
перекрытие,
контратака.
Обосновывать
выбор
своего хода в том или ином
положении.
Совершать
передвижения шахматных
фигур
не
только
на
шахматной доске, но и «в
уме» — во внутреннем
плане.
Решать
дидактические задания по
теме.
24
Постановка мата Типичные позиции, к которым нужно
стремиться при постановке мата
одинокому
одинокому королю. Две ладьи против
королю
короля. Ферзь и ладья против короля.
Ферзь и король против короля. Ладья и
король против короля. Примеры
постановки мата одинокому королю.
Дидактические задания «Шах или
мат», «Мат или пат», «Мат в один
ход», «На крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат в два
хода». Цикл дидактических заданий
«Помоги рассеянному художнику» (9
ч).
Выявлять, какая ситуация
создалась на шахматной
доске: шах, пат или мат.
Объявлять мат в один ход.
Оттеснять
неприятельского короля на
крайнюю линию.
Вынуждать
короля
противника отступить на
угловое
поле.
Моделировать ситуации
постановки мата. Ставить
мат в два хода.
Сводить
позиции
на
шахматной
доске
к
известным положениям, в
которых достигается мат в
один
ход.
Выбирать
правильный
ход
из
нескольких возможных.
Обосновывать
выбор
своего хода в том или ином
положении. Сравнивать
положение белых и черных
фигур на шахматной доске.
Совершать передвижения
шахматных фигур не только
на шахматной доске, но и «в
уме» — во внутреннем
плане.
Решать
дидактические задания по
теме.
25
Достижение мата Учебные положения на мат в два хода в
без потери
эндшпиле. Цугцванг. Защита от мата в
материала
эндшпиле.
Учебные положения на мат в два хода в
миттельшпиле. Защита от мата в
миттельшпиле. Учебные положения на
мат в два хода в дебюте. Защита от мата
в дебюте.
Дидактические задания «Объяви мат в
два хода», «Защитись от мата». Цикл
дидактических
заданий
«Помоги
рассеянному художнику» (8 ч).
Шахматная
комбинация
Шахматные комбинации как элемент
шахматного
искусства.
Матовые
комбинации. Жертва в шахматах. Темы
матовых
комбинаций.
Темы
завлечения, отвлечения, блокировки,
разрушения королевского прикрытия,
уничтожения защиты, «рентгена»,
освобождения пространства (поля,
горизонтали, вертикали, диагонали),
батареи, связки, пассивной жертвы,
перекрытия. Матовые комбинации, в
которых
используется
сочетание
тематических приемов. Дидактическое
задание «Объяви мат в два хода».
Работа с презентацией И. Г. Сухина
«Шахматы, второй год: Материалы к
уроку 18. Гарри Поттер играет в
шахматы». Комбинации, ведущие к
достижению материального перевеса.
Темы
отвлечения,
завлечения,
уничтожения защиты, связки,
освобождения
пространства,
перекрытия,
превращения
пешки.
Сочетание
тактических
приемов.
Дидактические задания «Выигрыш
материала»,
Объявлять мат в два хода
неприятельскому королю в
эндшпиле, миттельшпиле и
дебюте.
Использовать
прием
«Ограничение
подвижности» для создания
ситуации цугцванга.
Находить защиту от мата в
один ход в эндшпиле,
миттельшпиле и дебюте.
Сравнивать
положение
белых и черных фигур на
шахматной
доске.
Обосновывать
выбор
своего хода в том или ином
положении. Моделировать
ситуации постановки мата.
Проводить
несложные
шахматные
комбинации.
Объявлять мат в два хода,
используя
приемы
завлечения,
отвлечения,
блокировки,
разрушения
королевского
прикрытия,
уничтожения защиты,
«рентгена»,
освобождения
пространства, батареи, связки,
пассивной
жертвы,
перекрытия и сочетание
тематических
приемов.
Получать
материальный
перевес с использованием
приемов
отвлечения,
завлечения,
уничтожения
защиты,
связки,
освобождения пространства,
перекрытия,
превращения
пешки
и
сочетания
тактических
приемов.
Достигать ничьей в худ-
26
«Проведи
пешку
в
ферзи».
Комбинации для достижения ничьей.
Комбинации на пат. Комбинации на
вечный шах. Дидактическое задание
«Сделай
ничью».
Типичные
комбинации в дебюте. Дидактические
задания «Проведи комбинацию»,
«Объяви мат в два хода». Цикл дидактических
заданий
«Помоги
рассеянному художнику» (25 ч).
Повторение
программного
материала
Всего
Сравнительная ценность шахматных
фигур. Достижение материального
перевеса. Способы защиты.
Постановка мата одинокому королю.
Достижение
мата
без
жертвы
материала.
Шахматные комбинации. Матовые
комбинации. Комбинации, ведущие к
достижению материального перевеса.
Комбинации для достижения ничьей.
Типичные комбинации в дебюте (4 ч).
64 часа
ших
положениях
применением комбинаций
на пат и вечный шах.
Проводить
простейшие
комбинации в дебюте.
Выбирать правильный ход
из нескольких возможных.
Сравнивать
положение
белых и черных фигур на
шахматной
доске.
Обосновывать
выбор
своего хода в том или ином
положении. Моделировать
ситуации постановки мата.
Совершать передвижения
шахматных фигур не только
на шахматной доске, но и «в
уме» — во внутреннем
плане.
Решать
дидактические задания по
теме.
Оценивать соотношение
сил на шахматной доске в
малофигурной
учебной
позиции.
Находить атакующие и
защитительные ходы в том
или
ином
учебном
положении.
Объявлять мат в один и в
два хода.
Проводить
простейшие
комбинации в дебюте.
Выбирать правильный ход
из нескольких возможных.
Обосновывать
выбор
своего хода в том или ином
положении.
Совершать
передвижения шахматных
фигур
не
только
на
шахматной доске, но и «в
уме» — во внутреннем
плане.
Решать
дидактические задания.
27
1.4. Планируемые результаты освоения Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Шахматное королевство».
Личностные результаты у ребенка:
1) сформированы первичные представления о самостоятельности и личной
ответственности при решении дидактических шахматных задач и при участии в
дидактических играх с шахматным содержанием;
2) готовность к самосовершенствованию, саморазвитию;
3) мотивация к обучению и познанию;
4) готовность отвечать за свои поступки;
5) выработано умение конструктивно сотрудничать с миром взрослых и миром
детей;
6) появилось умение анализировать свои действия и в должной мере управлять
ими;
7) понимание важности сохранения личного здоровья — установка на здоровый
образ жизни;
8) выработка умения радоваться жизни и успешно преодолевать возникающие
проблемы;
9) обретена способность оказывать бескорыстную помощь другим и не
причинять им неприятности;
10)
понимание важности уважать чужое мнение;
11)
умение не демонстрировать свое превосходство над другими
воспитанниками;
12)
признание своих ошибок в корректной форме;
13)
понимание причин успеха или неуспеха при решении той или иной
задачи.
Предметные результаты:
1)
овладел собственно шахматной компетенцией:
• читать отдельные шахматные ходы и шахматную партию с помощью
шахматной нотации;
• решать простейшие задачи, связанные с выигрышем фигуры;
• решать простейшие задачи, связанные с защитой фигур;
• решать простейшие задачи, связанные с постановкой мата одинокому королю
двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; • решать
простейшие задачи, связанные с постановкой мата в дебюте, миттельшпиле и
эндшпиле;
• проводить элементарные комбинации на мат в два хода;
• решать простейшие задачи, не передвигая шахматные фигуры по шахматной
доске;
• смотреть на элементарные шахматные позиции глазами противника;
2)
познакомился с основными элементами шахмат;
3)
развито «чувство фигуры» (прочувствовать возможности каждой из
шахматных фигур);
28
4)
в ходе решения дидактических задач и участия в дидактических играх овладел
основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения;
5)
научился выполнять действия с числами и числовыми выражениями (с
помощью шахматно-математических головоломок);
Метапредметные результаты:
1) развиты навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире;
2) развиты основы аналитического мышления;
3) расширены возможности памяти;
4) развиты терпение, внимательность и собранность.
2.
Комплекс
организационно-педагогических
условий
Дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматное королевство».
2.1. Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение
Демонстрационная шахматная доска с шахматными фигурами – 1шт.
Шахматная доска с шахматными фигурами – 10 шт.
Парты – 5 шт.
Детские стулья – 10 шт.
Рабочий стол педагога – 1 шт.
Шкафы для дидактических и методических пособий – 2шт.
Компьютер – 1 шт.
Колонки – 1 компл.
Телевизор – 1 шт.
Информационное обеспечение
Презентации.
Сухин И. Г. Котята-хвастунишки.
Сухин И. Г. Лена, Оля и Баба Яга.
Сухин И. Г. Удивительные превращения деревянного кругляка.
Интернет-ресурсы
Презентация курса «шахматы — школе»
Программа «Шахматы, первый год». — http://chess555.narod.ru/lgod.htm и
http://suhin.narod.ru/chessprogrl.htm
Программа «Шахматы, второй год». — http://chess555.narod.ru/2god. htm и
http://suhin.narod.ru/chessprogr2.htm
Избранные материалы из книги «Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для
учителя» (в интернет-версии приведены предисловие, методика проведения первых двух
уроков и тексты двух дидактических сказок: «Удивительные приключения шахматной
доски»,
с
пояснениями
к
инсценировке,
и
«Котята-хвастунишки»).
—
http://chess555.narod.ru/luch.htm
Избранные материалы из рабочей тетради «Шахматы, первый год, или Там клетки
черно-белые
чудес
и
тайн
полны:
Рабочая
тетрадь:
Часть
1».
—
http://chess555.narod.ru/lrabl.htm
29
Избранные материалы из рабочей тетради «Шахматы, первый год, или Там клетки
черно-белые
чудес
и
тайн
полны:
Рабочая
тетрадь:
Часть
2».
—
http://chess555.narod.ru/lrab2.htm
Дополнительные материалы для проведения занятий первого года обучения в детских
садах.
Акишина
В.
В.
Мастер-класс
«Шахматный
дебют».
—
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-brazovanie/library/2013/02/09/masterklass- shakhmatnyydebyut
Акишина В.
В.
Сайт педагога
дополнительного образования. —
http://nsportal.ru/akishina-valentina-vasilevna
Высоцкая О. В. Дневничок шахматенка. — http://chesshmao.ru/?page_id= 11993
Гончаров В. И. Что могут малыши? — http://chess555.narod.ru/ goncharov.htm
Зачем самых маленьких детей учить играть в шахматы? Из предисловия к книге И. Г.
Сухина «Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет». — —
http://chess555.narod.ru/volshl.htm и http://suhin.narod.ru/chessland 1 .htm
Избранные страницы из книги И. Г. Сухина «Волшебные фигуры, или Шахматы для
детей 2-5 лет» (первые две главы книги-сказки с методическими рекомендациями). —
http://chess555.narod.ru/volsh2.htm
Избранные страницы из книги И. Г. Сухина «Приключения в Шахматной стране». —
http://chess555.narod.ru/pr.htm
Избранные страницы из книги И. Г. Сухина «Удивительные приключения в Шахматной
стране» (первые три главы книги-сказки о приключениях Юры, Клеточки, Загадал и
Веселого Горизонталика в Шахматной стране, которые соответствуют первым трем урокам
курса «Шахматы — школе). — http://chess555.narod.ru/upr.htm
Шахматы в детском саду и до детского сада.— http://chess555.narod.ru/ impl.htm
Шахматы и развитие детей от 3 до 7 лет. — http://chess555.narod.ru/rd.htm
Шахматы и раннее развитие. — http://chess555.narod.ru/rr.htmandysharkl974
«Дюжина советов — как научить ребенка шахматам. И не только». —
https://geektimes.ru/post/299113andysharkl974
«Изучаем ладью (Часть 1)». — https://geektimes.ru/ post/299115.
Кадровое обеспечение.
В реализации Программы участвует специалист с педагогическим образованием,
прошедшим курсы повышения квалификации по профилю Программы.
Учебно-методическое обеспечение Дополнительной общеобразовательной –
общеразвивающей программы «Шахматное королевство».
Программа «Шахматное королевство» состоит из двух учебно-методических
комплектов: «Шахматы, первый год», «Шахматы, второй год».
В учебно-методический комплект Программы «Шахматное королевство». Первый
год обучения входят следующие составляющие:
№
1
Состав учебно-методического комплекта «Шахматы, первый год»
Программа «Шахматное королевство». Первый год обучения».
30
2 – 3 Учебник для воспитанников «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые
чудес и тайн полны» (в двух частях)
4
Пособие для педагога «Шахматы, первый год, или Учусь и учу»
5 – 6 Рабочая тетрадь «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн
полны: Рабочая тетрадь» (в двух частях).
7
Тетрадь для проверочных работ «Шахматы, первый год, или Там клетки
чернобелые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ»
8
Задачник «Задачи к курсу “Шахматы — школе”. Первый год обучения»
В учебно-методический комплект Программы «Шахматное королевство». Второй
год обучения входят следующие составляющие:
№
Состав учебно-методического комплекта «Шахматы, первый год»
1
Программа «Шахматное королевство». Второй год обучения».
2 – 3 Учебник для учащихся «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем» (в двух
частях)
4
Пособие для педагога «Шахматы, второй год, или Учусь и учу»
5 – 6 Рабочая тетрадь «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая
тетрадь» (в двух частях)
7
Тетрадь для проверочных работ «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем:
Тетрадь для проверочных работ»
8
Задачник «Задачи к курсу “Шахматы — школе”. Второй год обучения»
Избранные материалы, фрагменты книг, входящих в учебно-методический комплект.
Избранные материалы из книги «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем». —
http://chess555.narod.ru/2uch.htm
Избранные материалы из книги «Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для
учителя». — http://chess555.narod.ru/ 2pos.htm
Избранные материалы из тетради И. Г. Сухина «Шахматы, второй год, или Играем и
выигрываем: Рабочая тетрадь: В 2 частях. Часть 1». — http://chess555.narod.ru/2rabl.htm
Сухин И. Г. Как обыграть в шахматы чемпиона? («Мурзилка», 2014, № 10, с. 18-19). —
https://murzilka.org/izba-chitalnya/archive/2014/vypusk-10/kak-obygrat-v-shakhmatychempiona
Видео — YOUTUBE
Как появилась шахматная доска (из цикла «И. Г. Сухин проводит шахматные занятия в
“Знайке-М”»). — http://www.youtube.com/ watch?v=pbq9bvw2zU Q Книга И. Г. Сухина
«Удивительные приключения в Шахматной стране» (три издания).
— https://www.youtube.com/watch?v=qBZj_pWiF-U
Книги И. Г. Сухина по шахматам для детей с 2 лет. — http://youtu.Be/rvmzTYmUMyk
Кому нравятся шахматы (из цикла «И. Г. Сухин проводит шахматные занятия в “ЗнайкеМ”»). — http://youtu.be/eYpToDluQDc
2.2. Форма контроля. Оценочные материалы.
Формы аттестации не предусмотрены. Форма контроля – тренинги. Тренинг
общеучебных универсальных действий происходит с помощью:
31
1) самостоятельного выделения и
формулирования
воспитанниками
познавательных целей в процессе решения занимательных шахматных задач;
2) отыскания тех сведений из большого массива информации, которые могут
дать ключ к решению той или иной задачи или головоломки;
3) структурирования полученных сведений, касающихся того или иного
материала;
4) обоснованного и продуманного речевого высказывания, касающегося той или
иной шахматной головоломки;
5) нахождения оптимальных способов решения разных типов задач;
6) постоянной рефлексии, контроля и оценки полученных результатов;
7) осознания, постановки и формулировки проблем;
9) разработки алгоритмов решения проблем творческого и поискового
характера;
10)
знаково-символических действий моделирования, что позволяет
разрабатывать модели, адекватные конкретным задачам, а также преобразовывать
указанные модели. Тренинг логических универсальных действий происходит с
помощью:
1)
анализа объектов для выделения существенных и несущественных признаков
(при решении шахматных задач воспитанники учатся вычленять те шахматные фигуры и те
особенности позиции, которые влияют на решение каждой конкретной задачи);
2)
операции синтеза (оптимальный ход в том или ином положении на
шахматной доске легче сделать только тогда, если произведена верная оценка создавшегося
положения; к примеру, если после проведенных анализа и синтеза положения выяснится,
что у одного из противников инициатива, то, чтобы ее не упустить, он должен делать
наступательные ходы);
3)
выбора оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации
объектов (простейший вид сериации на начальном этапе знакомства с шахматным
материалом — расстановка на парте шахматных фигур по росту, а позднее, когда
воспитанники познакомятся со сравнительной силой фигур, то фигуры можно расставить
по силе; в дальнейшем, по мере изучения возможностей шахматных фигур, воспитанникам
постоянно придется сравнивать положения белых и черных фигур, влияющих на решение
той или иной задачи;
4)
подведения под понятие (распознавание объектов, обнаружение их
существенных признаков и выполнение операции синтеза);
5)
установления причинно-следственных связей (к примеру, после нанесения
двойного удара нередко можно выиграть фигуру);
6)
построения цепочки рассуждений (как тренинг внутреннего плана действий
— способности действовать «в уме»);
6) обобщения;
7) обнаружения аналогий;
8) выработки умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в
соответствии с конкретной задачей. Тренинг действий постановки и решения
проблемы происходит с помощью:
1) правильного формулирования проблемы;
32
2) обнаружения наиболее эффективных способов решения задач творческого и
поискового характера (весь курс «Шахматы. Полный курс для детей - Шахматы»,
«Шахматы — школе» И.И. Сухина выстроен так, что воспитанникам непрерывно
приходится самостоятельно находить способы решения тех или иных новых типов
нестандартных задач; к примеру, чтобы решить некоторые из нестандартных
шахматных задач, нужно построить определенную геометрическую фигуру:
треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб).
3. Список литературы
1. Авербах Ю. Л. Путешествие в шахматное королевство [Текст] / Ю.Л. Авербах, М.А.
Бейлин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 255 с. : ил.
2. Гайнулина В. М. О шахматах и педагогике - с любовью и надеждой / В. М.
Гайнулина. // Педагогика. - 2007г. № 10. - С.98-109
3. Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа,
2014.
4. Сухин И.Г. Приключения в Шахматной стране, М.: Новая школа, 2015
5. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2020.
6. Сухин, И. Г.Шахматы как инструмент развития мышления детей в контексте
наднационального образования [Текст] : [продвижение шахмат как учеб.
дисциплины в шк.] / И. Г. Сухин // НОВОЕ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЯХ : теорет. и практ. проблемы психологии и педагогики : науч.-практ.
журн. - 2010. - № 2(18). - C. 97-10
33