Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа - Футбол 2024-2025гг

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Название раздела
1. Комплекс основных
характеристик программы

Стр.

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цели и задачи реализации программы

5

1.3. Содержание общеразвивающей
программы

6

1.4.

Планируемые
результаты
освоения программы

26

2.Комплекс
организационно 2.1. Условия реализации программы
педагогических условий
2.2. Формы контроля и оценочные материалы

26

3. Список литературы

29

2

28

1. Комплекс основных характеристик
Программа разработана на основе:
1.
- в соответствии с приказом Министерства спорта РФ от 12 сентября
2.
2013 года № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к
3.
минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных
4.
предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к
5.
срокам обучения по этим программам»;
6.
- с учетом требований федерального стандарта спортивной подготовки по
7.
виду спорта футбол, утвержденного приказом Министерства спорта
8.
Российской Федерации от 16.11.2022 г. № 1000 "Об утверждении федерального
стандарта спортивной подготовки по виду спорта "футбол"";
9.
- на основе ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
10. Российской Федерации»;
11. - на основе ФЗ от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ, пункт 6 статьи 33 «О
12. физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
13. - на основе приказа Министерства спорта РФ от 12 сентября 2013 года
14. № 731 «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным
15. предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта»;
16. - на основе приказа Министерства спорта РФ от 27 декабря 2013 года
17. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления
18. образовательной, тренировочной и методической деятельности в области
19. физической культуры и спорта»;
20. - на основе Постановления Главного государственного врача Российской
21. Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
22. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
23. организации режима работы образовательных организаций дополнительного
24. образования детей», зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации
20 августа 2014 года № 33660.
Пояснительная записка
В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание
ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы
здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент
для воспитания физических качеств. На современном этапе развития общества выявлена
тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Известно, что здоровье ребенка зависит
от ряда факторов - биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от
характера педагогических воздействий. В многоаспектном выражении нормальное
психофизическое развитие ребенка в дошкольном возрасте и последующее сохранение его
здоровья зависят от уровня двигательной активности, потребность в которой для
1.1.

3

дошкольника является естественной. Потребность в движении, повышенная двигательная
активность - наиболее важные биологические особенности детского организма. При их
недостатке возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит
нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии,
снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.
Актуальность. Назрела острая необходимость поиска путей физического и
духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной
активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть
ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы мы видим в игре в футбол. Игра в футбол
динамична и эмоциональна, способствуют развитию силы, скоростно-силовых качеств,
координационных способностей, быстроты, требует проявления находчивости, способности
к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической
точности движений и их биомеханической рациональности. Она эффективно влияет на
развитие у детей дошкольного возраста как психических процессов (внимания, восприятия,
памяти, рациональности мышления, воображения), так и физиологических (усиливают
кровообращение, дыхание, обмен веществ). С этой целью была разработана программа
дополнительного образования.
Отличительная
особенность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Футбол» предусматривает разнообразную деятельность с
мячом в соответствии с интересами и потребностями, с учетом возраста детей, их
особенностями, состоянием здоровья. На занятиях создаются условия для своевременного и
правильного физического и полноценного психического развития, дается возможность
раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка. В
программе рационально распределяется двигательная нагрузка дошкольников: с учетом
физиологической реакции детей, соответствие нагрузки их возрастным и индивидуальным
возможностям, уровнем подготовленности.
Игра футбол развивает ловкость, ритмичность, координацию и точность движений.
Разнообразие движений и их вариантов дает возможность развивать и совершенствовать
быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость. Наряду с физическим развитием детей
решаются задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. Во время игры в
футбол тренер активно формирует
у них нравственно-волевые качества:
целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость.
Программа направлена на оздоровление и физическое развитие детей, на
формирование таких физических и психологических качеств и способностей, которые
позволят осваивать футбольные навыки.
Адресат программы - дети 5-7 лет.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-7 лет
Для периода 5-7 летнего возраста характерно плавное развитие функциональных
систем с некоторым преобладанием темпов роста тела относительно массы. Продолжается
окостенение скелета, хотя кости еще достаточно мягкие и легко поддаются искривлению.
Позвоночник отличается большой гибкостью, формируется шейная и грудная кривизна.
Связочный аппарат обладает высокой эластичностью. Мышцы развиваются неравномерно вначале крупные туловища, нижних конечностей и плечевого пояса, позднее мелкие
мышцы. В этот период прирост силы мышц верхних конечностей интенсивнее, чем нижних.
Способность дифференцировать мышечные усилия, как и способность к расслаблению
мышц, развиты слабо.
4

Работа сердца еще не совершенна, кругооборот крови составляет 16 с.
Удовлетворение потребности организма в кислороде в покое требует более напряженной
работы сердца (86-90 уд/мин). Во время занятий футболом сердечно-сосудистая система
работает с очень большим напряжением, так как на каждый удар пульса приходится меньше
кислорода, чем у взрослых.
Однако артерии детей более эластичны, капилляры широки, вены узки, поэтому
процесс окисления идет активнее и период восстановления более короток.
К 6- 7 годам улучшается работа дыхательной системы. Частота дыхания уряжается
до 23 раз у семилетних детей. Возрастает дыхательный объем, жизненная емкость легких
увеличивается до 1400 мл.
Несовершенство механизмов потребления, транспорта и утилизации кислорода
является лимитирующим фактором адаптации детей этого возраста к длительной мышечной
работе. У детей 5-7 лет наблюдается повышенная возбудимость, быстрая смена желаний и
эмоций, кратковременность активного внимания.
Установлено, что уровень спортивного мастерства юных футболистов в возрасте 5-7
лет зависит, в первую очередь, от таких показателей, как масса тела, физическая
работоспособность, максимальная скорость бега, время сложной двигательной реакции,
уровень скоростно-силовых качеств и степень комплексного проявления быстроты, ловкости
и техники владения мячом в специфических сложно-координационных заданиях.
Таким образом, можно отметить, что формирование организма в детском возрасте
проходит неравномерно. Имеются периоды ускоренного и замедленного развития отдельных
органов и систем. В связи с этим анатомо-физиологические особенности созревания детского
организма должны учитываться в процессе обучения юных футболистов.
Направленность программы физкультурно-спортивная.
Срок реализации программы: 2 года.
Состав группы:15-20 человек.
Продолжительность занятий: до 45 мин.
Режим и форма занятий: групповые занятия проводятся в спортивном зале и на
спортивной площадке 2 раза в неделю.
Объем программы: 72 часа на учебный год, за два года обучения общий объём – 144 часа.
Уровневость программы: стартовый уровень.
Виды занятий: тренировка. Форма подведения результатов: открытое
занятие, участие в соревнованиях.
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: содействие оздоровлению и физическому развитию ребенка дошкольного
возраста в процессе обучения игре в футбол.
Задачи:

Обучающие:
- формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, о спорте, об игре в
футбол;
- познакомить детей с основными правилами и принципами игры;
- накапливать и обогащать двигательный опыт детей (бег, бег с изменением направления и
скорости, бег спиной вперед, бег приставными шагами, и т.д.);
5

- формировать у детей первоначальные представления и навыки выполнения технических
элементов игры в футбол (ведение, остановка, удар, передача).
Развивающие:
- содействовать в развитии физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость, сила,
гибкость) личности ребенка.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию у детей активности, сознательности, морально-волевых
качеств, уверенности в своих силах, уважительного отношения к себе и окружающим;
- сформировать у дошкольников интерес и желание вести здоровый образ жизни.
Принципы и подходы формирования Программы
В физическом воспитании наряду с общепедагогическими дидактическими
принципами (сознательности и активности, наглядности, доступности и т.д.) имеются
специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания.
Перечислим основные из этих принципов:
 всестороннее и гармоничное развитие личности;
 связь физической культуры с жизнью;
 оздоровительная направленность физического воспитания;
 непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;
 постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;
 цикличное построение занятий;
 возрастная адекватность направлений физического воспитания;
Общепедагогические принципы:
Принцип осознанности и активности направлен на воспитание у ребенка
осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм.
Принцип систематичности и последовательности обязателен для всех форм
физического воспитания: формирования двигательных навыков, закаливания, режима.
Систематичность проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система
подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению нового
движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного
материала.
Принцип повторения двигательных навыков является одним из важнейших. В
результате многократных повторений образуются двигательные навыки, вырабатываются
динамические стереотипы.
Принцип вариативности упражнений строится на усвоении нового и повторении в
разнообразных вариантах разученных движений. Характер вариативности упражнений
может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии
методов и приемов, в различных формах физкультурных занятий. Включение вариантных
изменений в стереотипы выполнения движений предполагает соблюдение принципа
постепенности.
Принцип наглядности — предназначен для связи чувствительного восприятия с
мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем,
участвующих в движении. В практике физического воспитания используется
непосредственная и опосредованная наглядность. Непосредственная наглядность
выражается в показе педагогом разучиваемого двигательного действия.
6

Соблюдение принципа доступности предполагает, что, мобилизуя умственные и
физические способности, ребенок успешно справляется с программным материалом. Данные
об индивидуальных возможностях ребенка педагоги получают путем тестирования и
диагностирования, изучения результатов медико-педагогического контроля. Педагог
подбирает упражнения, которые соответствуют функциональным и приспособительным
возможностям детского организма, не нанося ущерба его здоровью. В процессе физического
воспитания границы доступного для ребенка материала расширяются. Недоступное ему на
раннем этапе в дальнейшем становится доступным и выполнимым.
Принцип индивидуализации предполагает необходимость учета функциональных
возможностей, типологических особенностей ребенка. Он позволяет улучшать врожденные
задатки, развивать способности, тренировать нервную систему, воспитывать положительные
качества и способности ребенка. Принцип индивидуализации в физическом воспитании
осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на
индивидуальные особенности, тренер всесторонне развивает ребенка, планирует и
прогнозирует его развитие.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения физического
воспитания как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования
нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах двигательной
деятельности ребенка повышает их эффективность, что выражается в динамичности
закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от
занятия к занятию, от этапа к этапу.
Тенденция постепенного увеличения нагрузок строится на основе принципа
постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий. Она выражает
поступательный характер и гарантирует развивающий эффект системы физических
упражнений и обуславливает усиление и обновление воздействий в процессе физического
воспитания.
1.3. Содержание общеразвивающей программы:
1) Техника передвижения игрока:
- ходьба в сочетании с бегом
- бег с изменением направления
- бег с изменением скорости
- бег приставными шагами
– бег спиной вперед
– бег с высоким подниманием бедра
- бег челночный
- защитная стойка
- прыжки на одной и на двух ногах - прыжки вперед, назад и в стороны.
2) Удар по мячу:
- внутренней стороной стопы по неподвижным и катящимся мячам
- удар серединой подъема по неподвижным и катящимся мячам
- удары по неподвижному мячу: после прямолинейного бега; после зигзагообразного
- прямолинейное ведение и удар - обводка стоек и удар.
3) Остановка мяча:

7

- остановка катящегося мяча внутренней
стороной стопы
- остановка катящегося мяча подошвой остановка мяча катящегося под разным
углом - остановка мяча летящего стопой,
бедром.
4) Ведение мяча:
- ведение внешней стороной подъема
- ведение с разной скоростью и сменой
направления
- ведение с обводкой стоек
- ведение с применением обманных движений
- ведение с последующим ударом в цель
- ведение после остановок разными способами.
5) Передача мяча:
- передачи, выполняемые
разными частями стопы
- передачи короткие и
средние
- передача неподвижного
мяча
- передача катящегося
мяча.
6) Тактическая подготовка:
- «Открывание»
- передачи
- ведение и обводка - удары по воротам
- обманные движения.
7) Теоретическая подготовка:
- футбол – одна из самых популярных и любимых игр в мире
- учимся играть в футбол
- умейте нападать, умейте защищать
- простейшие правила игры - как избежать травматизма - как достичь положительного
результата.
Учебный тематический план первого года обучения
№

Содержание
занятий

Количество часов

Всего
1. Теоретическая
подготовка

теория
2

2

8

Форма контроля

Практика
-

Беседа

2. Школа мяча

32

-

32

3. Тактическая подготовка
4. Техническая подготовка

17
19

-

17
19

5. Диагностика

2

-

2

6. Всего:

72

2

70

Тестирование
(диагностика физ.
подготовки детей)
Игра в футбол
Игра в футбол
Тестирование
(диагностика физ.
подготовки юных
футболистов)

Содержание учебного (тематического плана) первого года обучения
месяц

№ п/п,

Тема занятия

1

Простейшие
правила игры

2

Диагностика

3

Школа мяча

4

Школа мяча

5

Техника
передвижения,
скоростное ведение

6

Техника
передвижения,
ведение мяча

Содержание
Теория: Беседа: Учимся играть в футбол, простейшие
правила игры.
Как избежать травматизма
Практика. Ведение мяча змейкой – 10 м. не теряя
мяча
(Ведение
мяча
осуществляется
последовательными
толчками,
внешней
или
внутренней стороной стопы, поочередно то правой, то
левой ногой); Удар по воротам – (расстояние 4м,
размеры ворот – 1 х 2 м).
Теория: Правила игры в футбол.
Практика: Перебрасывание мяча друг другу стоя
способ из-за головы.
Метание малого мяча в
вертикальную цель, в броске мяча вверх и ловле его
двумя руками. Игр. упр. «Головой удерживая мяч»,
«Подскок», «Мяч в обруч». П/и.: «Колобок». Игра в
мини футбол.
Практика: Бег через набивные мячи. Удары по
неподвижному мячу правой и левой ногой с разбега.
Ведение мяча с изменением направления. Игр. упр.
«Ловкие ребята» - ведение мяча по прямой, «Не
выпускай мяч из круга» - дети быстро предают мяч
ногой по кругу. П/и. «Пустое место» (пятнашки с
вызовом). Игра в футбол.
Практика: Ведение мяча между ориентирами. Удары
по неподвижному мячу. Игр.упр. «Попади в цель» дети быстро передают мяч ногой, стараясь попасть в
ворота. Игра в футбол.
9

7

8

9

10

11

12

Техника
передвижения,
ведение мяча

Практика: Ведение мяча, удары по неподвижному
мячу
Ведение мяча между ориентирами.
Удары по
неподвижному мячу. Игр.упр. «Подвижная цель» дети быстро передают мяч ногой, стараясь попасть в
водящего, «Чей мяч дальше?». П/и. «Разноцветный
мячик». М/п игра «Тик-так».
Практика: Бег по прямой и спиной вперед. Передача
Техника
мяча партнеру. Ведение мяча между ориентирами.
передвижения
Игр.упр. «Обратный поезд» - бег прямой и спиной
ведение мяча
вперед, «Футбол вдвоем» - игра в парах: приемы мяча
– игровая задача – не потерять мяч, ведение мяча с
передачи. П/и «Мяч и веревка». М/п игра «Будь
внимательным».
Школа мяча,
Практика: Бросание мяча друг другу вперед-вверх от
головы двумя руками в приседе. Отбивание мяча об
ведение мяча
стенку с хлопком. Игр. упр.: «Отбивалки», П/и.:
«Летучий мяч». Игра в футбол.
Практика: Перебрасывание мяча друг другу стоя с
Школа мяча
скоростное ведение отскоком мяча от пола. Бросок мяча двумя руками от
по прямой
груди в стену и ловля его партнером, стоящим сзади.
Ведение мяча по прямой. Игр. упр.: «Не задень
предмет», «Быстро за мячом». П/и.: «Защита
крепости». Игра в футбол.
Школа мяча
Практика: Перебрасывание мяча друг другу стоя на
коленях, спиной друг к другу. Ведение мяча с
Ведение с
остановкой и изменением скорости. Игр. упр.:
остановкой и
«Переноска мячей». П/и: «Играй, играй, мяч не теряй».
изменением
скорости
М/п игра «Повтори-ка».
Практика: Перебрасывание мяча друг другу с
Школа мяча
скоростное ведение хлопком, поворотом. Метание в цель из исходного
с изменением
положения, стоя на коленях. Ведение с изменением
направления Игр. упр.: «Передал-садись». П/и.:
направления
«Успей поймать».

13

Техника
передвижения,
передача мяча

14

Техника владения
мячом

Игра в футбол.
Практика: Техника передвижения, передача мяча.
Бег по прямой и спиной вперед. Передача мяча
партнеру. Ведение мяча между ориентирами.
Игр.упр.. «Обратный поезд» - бег прямой и спиной
вперед, «Футбол вдвоем» - игра в парах: приемы
мяча – игровая задача – не потерять мяч, ведение
мяча с передачи. П/и «Мяч и веревка». М/п игра
«Будь внимательным».
Практика: Передача мяча в движении, удары по
катящемуся мячу.Передача мяча друг другу в
движении. Удары по воротам; удар мяча о стену и

10

15

Техника владения
мячом

16

Техника владения
мячом

17

Техника владения
мячом

18

Техника владения
мячом

19

Техника
передвижения

20

Ведение
мяча вокруг себя,
подъем мяча.

21

Школа мяча

обратно. Игр.упр.«Точный удар», «Кто больше
отобьет». П/и. «Пятнашки». Игра в футбол
Практика: Ведение мяча вокруг обруча правой и
левой ногой в разных направлениях. Передача мяча
ногой по кругу. Удары по воротам. Игр. упр. «Вокруг
света» ведение мяча вокруг обруча правой и левой
ногой в разных направлениях: «Не выпускать мяч из
круга», «Забей в ворота». П/и. «Белые медведи». Игра
в футбол
Практика: Ведение мяча восьмеркой, передачи мяча
Ведение мяча вокруг обруча правой и левой ногой в
разных направлениях. Ведение мяча парами. Передача
мяча ногой по кругу. Игр. упр. «Ведение мяча
парами», «Забей в ворота». П/и. «Мяч с топотом». Игра
в футбол.
Практика: Техника владения мячом (перекаты мяча
на месте). Метание набивного мяча от груди двумя
руками. Игр.упр. «Серпантин», «Передал - садись» броски и ловля мяча. П/ и. «Ловля оленей». М/п игра
«Летает - не летает».
Практика: Техника владения мячом (перекаты мяча в
движении). Передача мяча друг другу, стоя на месте.
Игр. упр. «Светофор» (во время выполнения бега по
кругу на красный цвет принять стойку баскетболиста)
«Три мяча». П/ и.: «Волк и олени». Игра в футбол.
Практика: Передвижение приставными шагами
(правым/левым боком, вперед/назад) Игр.упр.«Найди
свой цвет», «Туннель» -прокатывание мяча между ног,
«Лови, бросай – падать не давай» - перебрасывание
мяча друг другу в быстром темпе, «Меткий стрелок» попадание мячом в обруч. П/и.:
«Стой!». Игра в футбол.
Практика: Ведение мяча вокруг себя правой, левой
ногой. Подъем мяча. Игр. упр. «Туннель» прокатывание мяча между ног. «Лови, бросай – падать
не давай» - перебрасывание мяча друг другу в быстром
темпе. П/и «За мячом». М/п игра «Будь внимателен».
Практика: Ведение мяча правой, левой ногой с
последующим ударом по воротам. Ведение мяча
правой, левой ногой и вокруг себя. Игр. упр. «Три
мяча» - поочередно переносить мячи из обруча в обруч
– по три мяча, П/и.: Меткий стрелок» попадание мячом
в обруч. Игра в футбол.

11

22

Школа мяча

23

Школа мяча

24

Школа мяча

25

Школа мяча

26

Школа мяча

27

28

29

30
31

Практика: Ведение мяча правой, левой ногой с
последующим ударом по воротам. Удар мяча в цель.
Игр. упр. «Найди свой цвет», «Будь ловким» - ведение
мяча с препятствиями (веревочка), «Попади в ворота»
-удар мяча в ворота разными способами, с разных
точек, П/и. «Мяч с топотом». Игра в футбол.
Практика: Челночный бег Челночный бег. Ведение
мяча - челнок. Игр. упр. «Вышло солнце из-за речки»,
«По кочкам» (прыжки), «Дойди – не урони» - ведение
мяча в средней и высокой стойке до черты. П/и.: «Успей
поймать!». М/п игра «Ухо-лоб-нос».
Игр.упр. «Горячая картошка». П/игра «У кого меньше
мячей». Игра в футбол.
Практика: Передача мяча. Подскоки с продвижением
вперед, мяч за головой. Ходьба по гимнастической
скамейке с перешагиванием через набивные мячи.
Игр. упр.
равновесия «Колобок». П/игра «У кого меньше мячей».
Игра в футбол.
Практика: Передача мяча. Подскоки с продвижением
вперед, мяч за головой. Передача мяча. Подскоки с
продвижением вперед, мяч за головой.
Практика: Игра по упрощенным правилам 3 на 3.

Техника владением Практика: Ведение мяча восьмеркой, передачи мяча
мячом
Ведение мяча вокруг обруча правой и левой ногой в
разных направлениях. Ведение мяча парами. Передача
мяча ногой по кругу. Игр. упр. «Ведение мяча
парами», «Забей в ворота». П/и. «Мяч с топотом». Игра
в футбол.
Техника владением Практика: Игра в футбол по заданию
мячом
Игр. упр. «С двумя мячами», «Борьба за мяч». Игра в
футбол.
Школа мяча
Практика: Ознакомление с обманными движениями.
Бросание мяча друг другу и ловля его после отскока от
пола. П/ игры: «Не урони мяч», «Мы веселые ребята с мячом». Игра в футбол.
Школа мяча
Практика: Ведение с передачей мяча партнеру.
Передача мяча в парах. Игра в футбол.
Техника
Практика: Игра в футбол по
передвижения
заданию.

12

32

Школа мяча

33

Техника
передвижения

34

Школа мяча

35

Школа мяча

36

37

38

39

Практика: Ведение мяча с обманными движениями.
Передача мяча в парах. Эстафета «Тачка» - один из
игроков, передвигаясь на руках, толкает перед собой
мяч, другой удерживает его ноги. П/игра «Отбивка
оленей». М/п игра «Жучок на спине» – формирование
правильной осанки.
Практика: Передача мяча в движении, открывание.
Передача мяча в движении. Ведение мяча. Передача
мяча друг другу с передвижением по площадке парами
(открывание). П/и. «Ловля оленей», «Мяч капитану».
Игра в футбол.
Практика: Перебрасывание мяча из одной руки в
другую. Отбивание мяча на месте. Подбрасывание
мяча и ловля его двумя руками. Прокатывание мяча
вперед головой. Игр. упр. «Передал - садись» -броски
и ловля мяча, «Светофор» - во время выполнения бега
по кругу на красный цвет принять стойку
баскетболиста. П/и «Салки с мячом». М/п игра.
«Передай мяч соседу».

Практика: Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей
его двумя руками. Ведение мяча с обманными
движениями. Игр. упр. «Туннель» - прокатывание
мяча между ног, «Лови, бросай – падать не давай» перебрасывание мяча друг другу в быстром темпе. П/и
«За мячом». М/п игра «Будь внимателен».
Школа мяча
Практика: Передача мяча в парах. Передача мяча
друг другу в быстром темпе. Открывание. Игр.упр.
«Лови, бросай – падать не давай», «Туннель» прокатывание мяча между ног, «Меткий стрелок».
Техника
Практика: Передача мяча в тройках. Прыжки на
передвижения
одной ноге с продвижением вперед, мяч за головой.
Ходьба
по
гимнастической
скамейке
с
перешагиванием через набивные мячи. Игр. упр. «Кто
быстрее?». П/игра «Пустое место». М/п игра «Мяч по
кругу».
Техника владением Практика: Ведение с последующим ударом в цель
мячом
Ведение с последующим ударом в цель, с разных
участков поля. Игра в футбол. Релаксация «Наедине с
дождем».
Техника владением Практика: Ведение мяча с препятствиями
мячом
Игр. упр. «Будь ловким» - ведение мяча с
препятствиями (веревочка). Игра в футбол. Релаксация
«Волшебный сон».

13

40

Школа мяча

41

Школа мяча

42

Школа мяча

43

Школа мяча

44

Техника
передвижения

45

Техника
передвижения

46

47

48
49
50

Практика: Ходьба по гимнастической скамейке с
отбиванием мяча обеими руками. Бросание мяча и
ловля его двумя руками. Игр. упр. «Три мяча» поочередно переносить мячи из обруча в обруч – по
три мяча, «Туннель» - прокатывание мяча между ног,
«Лови, бросай – падать не давай» - перебрасывание
мяча друг другу в быстром темпе, «Меткий стрелок
Практика: Передача мяча через сетку в парах
способом из-за головы. Ползание под дугами, головой
прокатывая набивной мяч. Передача мяча в тройках, в
движении. П/игра «Успей перебежать». «Здравствуй,
догони!». Игра в футбол.
Практика: Игра по упрощенным правилам 1 на
1
Практика: П/и. «Займи свободный кружок». Игра в
футбол.
Практика: Развитие силы и координации
Эстафета «Тачка» - один из игроков, передвигаясь на
руках, толкает перед собой мяч, другой удерживает его
ноги. П/игры «Штандр. Мячик кверху», «Удочка».
Игра в футбол. М/п игра «Кузнечик» – формирование
правильной осанки.
Практика: Развитие координации, техника владения
мячом
Бег по координационной лесенке. Футбольное
путешествие. П/и. «Пятнашки с мячом»,
«Беспокойный мяч». М/п игра «Вызов по имени».

Техника владением Практика: Элементы игры в волейбол
мячом
Бросание мяча друг другу и ловля его после отскока
от. Игра в зайчика 3х1. П/игры: «Не урони мяч». «Мы
веселые ребята - с мячом». Игра в футбол М/п игра
«Сделай фигуру».
Техника владением Практика: Игр. упр.: «Вышло солнце из-за речки» мячом
бег врассыпную, быстро построиться возле своего
обруча. «Попади в корзину» - бросок мяча в корзину
разными способами, с разных точек. П/и. «Гонка
мячей», «У кого меньше мячей», «Займи свободный
кружок». М/п игра «Ручеек с мячом».
Школа мяча
Практика: Игра по упрощенным правилам 1 на
1
Школа мяча
Практика: Игра по упрощенным правилам 3 на
3
Школа мяча
Практика: Игра по упрощенным правилам 1 на
1
14

51

Школа мяча

52

Школа мяча

53

Техника
передвижения

54

Техника
передвижения

55

56

Практика: Игра по упрощенным правилам 4 на
4
Практика: Перебрасывание мяча друг другу стоя,
способ из-за головы; метание мяча вдаль правой и
левой рукой. Игр. упр.: «Вперед с мячом». П/и:
«Поймай мяч». Игра в футбол.
Практика: «Обратный поезд» - бег прямой и спиной
вперед. «Чей мяч дальше?» - удары по неподвижному
мячу. «Ловкие ребята» - ведение мяча по прямой.
Игр.упр.«Не выпускай мяч из круга» - дети быстро
предают мяч ногой по кругу, «Обратный поезд».

Практика: Передвижение приставными шагами
(правым/левым боком, вперед/назад) Игр.упр.«Найди
свой цвет», «Туннель» -прокатывание мяча между ног,
«Лови, бросай – падать не давай» перебрасывание мяча друг другу в быстром темпе,
«Меткий стрелок» - попадание мячом в обруч. Игра в
футбол
Техника владением Практика: Развитие координации, техника владения
мячом
мячом
Бег по координационной лесенке. Футбольное
путешествие. П/и. «Пятнашки с мячом»,
«Беспокойный мяч». М/п игра «Вызов по имени».
Техника владением Практика: Развитие равновесия, техника владения
мячом
мячом
Ходьба по гимнастической скамье с перекладыванием
малого мяча перед собой из правой руки в левую.
Отбивание мяча от стены и ловля его двумя руками.
Футбольное путешествие.

57.

Школа мяча

Тестирование. Ведение мяча - челнок. Ведение мяча с
обманными движениями. Передача мяча.

58

Школа мяча

59

Школа мяча

Практика: Индивидуальные действия без мяча.
Выбор наиболее удобной позиции на игровом поле.
Умение уйти из под контроля соперника и создать
игровое пространство для себя и партнеров.
Практика: Действия без мяча. Открывание;
отвлечение
соперников;
создание
численного
преимущества на отдельном участке поля.

15

60

61

62

63

64

65

66
67

68

Техника владением Практика: Удары по мячу ногой. Удары серединой и
мячом
внешней частью подьема по неподвижному и
катящемуся мячу. Удары подьемом по прыгающему и
летящему мячу. Удары носком, пяткой(назад).
Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему
различную по крутизне траекторию полета и
различное направление полета. Удары в единоборстве.
Удары на точность и дальность
Техника владением Практика: Ведение серединой подьема и носком.
мячом
Ведение мяча всеми изученными способами,
увеличивая скорость движения.
Техника
Практика: Игры с бегом на скорость, с прыжками в
передвижения
высоту и длину, с метаниями мяча в цель. (игры без
мяча - “волк и зайцы”, ”хвост тигра”, ”найди свой
дом”).
Техника
Практика: Прыжки с разбега вверх, стараясь достать
передвижения
высоко подвешенный мяч ногой, головой; то же,
выполняя в прыжке поворот до 180º. Прыжки вверх с
места и разбега, выполняя удары по мячам,
подвешенным на различной высоте.
Школа мяча
Практика: Целесообразное применение тех или иных
приемов техники владения мячом в различных
игровых ситуациях. Применение необходимого
способа удара по мячу, остановок, в зависимости от
направления, траектории и скорости движения мяча.
Использование ведения и применение различных
видов обводки в зависимости от игровой ситуации.
диагностика
Тестирование. Ведение мяча змейкой – 10 м. не теряя
мяча
(Ведение
мяча
осуществляется
последовательными
толчками,
внешней
или
внутренней стороной стопы, поочередно то правой, то
левой ногой); Удар по воротам – (расстояние 4м,
размеры ворот – 1 х 2 м).
Школа мяча
Практика: Командные действия. Уметь выполнять
обязанности в атаке на своём игровом месте.
Школа мяча
Практика: Противодействие маневрированию, т. е.
осуществлять «закрывание» и препятствовать
сопернику в получении мяча. Совершенствование в
«перехвате» мяча. В зависимости от игровой
обстановки применять отбор мяча изученным
способом. Уметь противодействовать передаче,
ведению и удару по воротам.
Техника
Практика: Бег 30 м. на скорость. Челночный бег до
передвижения
3х30 м., до 2х60м.Бег медленный до 10 мин. Прыжки в
высоту с разбега способом перешагивание. Прыжки в
длину с разбега.

16

№

69

Техника
передвижения

Практика: ОФП. Маховые
упражнения,
круговые вращения рук в сочетании с движениями ног
и туловища. Разгибание рук в упоре лежа. Круговые
движения
туловища, повороты
и наклоны с
одноименными движениями рук и ног, разноименные
движения на координацию. Отведение, приведение и
маховые движения ноги в перед, в стороны, назад.
Практика: Остановка подошвой, внутренней
стороной стопы катящегося и опускающегося мяча.
Остановка грудью летящего мяча. Остановка мяча
изученными способами, находясь в движении, с
последующим ведением или передачей мяча.

70

Техника владения
мячом

71

Техническая
подготовка

Игра.

72

Тактическая
подготовка

Игра.

Учебный (тематический) план 2 – й год обучения.
Содержание
Количество часов
Форма контроля
занятий
Всего

теория

Практика

1. Теоретическая
подготовка
2. Школа мяча

2

2

-

Беседа

32

-

32

3. Тактическая подготовка
4. Техническая подготовка

17
19

-

17
19

Тестирование
(диагностика физ.
подготовки юных
футболистов)
Игра
Игра

5. Диагностика

2

-

2

6. Всего:

72

2

70

17

Тестирование
(диагностика физ.
подготовки юных
футболистов)

Содержание учебно-тематического плана 2 – й год обучения.

месяц

№ п/п,

Тема занятия

1

Теория. Как избежать травматизма при игре в
футбол.

2

Техника
безопасности при
занятиях в секции
Диагностика

3

Школа мяча

Практика: Перебрасывание мяча друг другу с
хлопком, поворотом. Метание в цель из исходного
положения, стоя на коленях. Ведение с изменением
направления Игр. упр.: «Передал-садись». П/и.:

4

Школа мяча

5

Школа мяча

6

Техника
передвижения,
ведение мяча

7

Техника
передвижения,
ведение мяча

Содержание

Практика Ведение мяча змейкой – 10 м. не теряя
мяча
(Ведение
мяча
осуществляется
последовательными толчками, внешней или
внутренней стороной стопы, поочередно то правой,
то левой ногой); Удар по воротам – (расстояние 4м,
размеры ворот – 1 х 2 м).

«Успей поймать». Игра в футбол.
Практика Перебрасывание мяча друг другу стоя
способ из-за головы. Метание малого мяча в
вертикальную цель, в броске мяча вверх и ловле его
двумя руками. Игр. упр. «Головой удерживая мяч»,
«Подскок», «Мяч в обруч». П/и.: «Колобок». Игра в
мини футбол.
Практика Бросание мяча друг другу и ловля его
после отскока от пола. П/ игры: «Не урони мяч»,
«Мы веселые ребята - с мячом». Игра в футбол.
Практика Ведение мяча между ориентирами.
Удары по неподвижному мячу. Игр.упр. «Попади
в цель» - дети быстро передают мяч ногой, стараясь
попасть в ворота. Игра в футбол.
Практика Ведение мяча, удары по неподвижному
мячу
Ведение мяча между ориентирами. Удары по
неподвижному мячу. Игр.упр. «Подвижная цель» дети быстро передают мяч ногой, стараясь попасть
в водящего, «Чей мяч дальше?». П/и.
«Разноцветный мячик». М/п игра «Тик-так».

18

Ноябрь

8

Техника
передвижения
ведение мяча

9

Школа мяча,
ведение мяча

10

Школа мяча
скоростное
ведение по
прямой

11

Школа мяча
Ведение с
остановкой и
изменением
скорости

12

Школа мяча
скоростное
ведение с
изменением
направления

13

14

Практика Бег по прямой и спиной вперед.
Передача мяча партнеру. Ведение мяча между
ориентирами. Игр.упр.. «Обратный поезд» - бег
прямой и спиной вперед, «Футбол вдвоем» - игра в
парах: приемы мяча – игровая задача – не потерять
мяч, ведение мяча с передачи. П/и «Мяч и веревка».
М/п игра «Будь внимательным».
Практика Бросание мяча друг другу вперед-вверх
от головы двумя руками в приседе. Отбивание мяча
об стенку с хлопком. Игр. упр.: «Отбивалки», П/и.:
«Летучий мяч». Игра в футбол.
Практика Перебрасывание мяча друг другу стоя с
отскоком мяча от пола. Бросок мяча двумя руками
от груди в стену и ловля его партнером, стоящим
сзади. Ведение мяча по прямой. Игр. упр.: «Не
задень предмет», «Быстро за мячом». П/и.: «Защита
крепости». Игра в футбол.
Практика Перебрасывание мяча друг другу стоя на
коленях, спиной друг к другу. Ведение мяча с
остановкой и изменением скорости. Игр. упр.:
«Переноска мячей». П/и: «Играй, играй, мяч не
теряй». М/п игра «Повтори-ка».
Практика Перебрасывание мяча друг другу с
хлопком, поворотом. Метание в цель из исходного
положения, стоя на коленях. Ведение с изменением
направления Игр. упр.: «Передал-садись». П/и.:
«Успей поймать». Игра в футбол.

Техника
передвижения,
передача мяча

Практика Техника передвижения, передача мяча.
Бег по прямой и спиной вперед. Передача мяча
партнеру. Ведение мяча между ориентирами.
Игр.упр.. «Обратный поезд» - бег прямой и спиной
вперед, «Футбол вдвоем» - игра в парах: приемы
мяча – игровая задача – не потерять мяч, ведение
мяча с передачи. П/и «Мяч и веревка». М/п игра
«Будь внимательным».
Техника владения Практика Передача мяча в движении, удары по
катящемуся мячу. Передача мяча друг другу в
мячом
движении. Удары по воротам; удар мяча о стену и
обратно. Игр.упр.«Точный удар», «Кто больше
отобьет». П/и. «Пятнашки». Игра в футбол

19

15

16

17

18

19

20

21

Техника владения Практика Ведение мяча вокруг обруча правой и
левой ногой в разных направлениях. Передача мяча
мячом
ногой по кругу. Удары по воротам. Игр. упр.
«Вокруг света» ведение мяча вокруг обруча правой
и левой ногой в разных направлениях, «Не
выпускать мяч из круга», «Забей в ворота». П/и.
«Белые медведи». Игра в футбол
Техника владения Практика Ведение мяча восьмеркой, передачи
мяча
мячом
Ведение мяча вокруг обруча правой и левой ногой в
разных направлениях. Ведение мяча парами.
Передача мяча ногой по кругу. Игр. упр. «Ведение
мяча парами», «Забей в ворота». П/и. «Мяч с
топотом». Игра в футбол.
Техника владения Практика Техника владения мячом (перекаты мяча
на месте). Метание набивного мяча от груди двумя
мячом
руками. Игр.упр. «Серпантин», «Передал - садись»
- броски и ловля мяча. П/ и. «Ловля оленей». М/п
игра «Летает - не летает».
Техника владения Практика Техника владения мячом (перекаты мяча
в движении). Передача мяча друг другу, стоя на
мячом
месте. Игр. упр. «Светофор» (во время выполнения
бега по кругу на красный цвет принять стойку
баскетболиста), «Три мяча». П/ и.: «Волк и олени».
Игра в футбол.
Практика Передвижение приставными шагами
Техника
(правым/левым боком, вперед/назад)
передвижения
Игр.упр.«Найди свой цвет», «Туннель» прокатывание мяча между ног, «Лови, бросай –
падать не давай» - перебрасывание мяча друг другу
в быстром темпе, «Меткий стрелок» - попадание
мячом в обруч. П/и.: «Стой!». Игра в футбол.
Практика Ведение мяча вокруг себя правой, левой
Ведение
мяча вокруг себя, ногой. Подъем мяча. Игр. упр. «Туннель» прокатывание мяча между ног. «Лови, бросай –
подъем мяча.
падать не давай» - перебрасывание мяча друг другу
в быстром темпе. П/и «За мячом». М/п игра «Будь
внимателен».
Школа мяча

Практика Ведение мяча правой, левой ногой с
последующим ударом по воротам. Ведение мяча
правой, левой ногой и вокруг себя. Игр. упр. «Три
мяча» - поочередно переносить мячи из обруча в
обруч – по три мяча, П/и.: Меткий стрелок»
попадание мячом в обруч. Игра в футбол.

20

22

23

24

25
.

26
27

28

29

30

Школа мяча

Практика Ведение мяча правой, левой ногой с
последующим ударом по воротам. Удар мяча в
цель. Игр. упр. «Найди свой цвет», «Будь ловким» ведение мяча с препятствиями (веревочка),
«Попади в ворота» -удар мяча в ворота разными
способами, с разных точек, П/и. «Мяч с топотом».
Игра в футбол.
Школа мяча
Практика Челночный бег Челночный бег. Ведение
мяча - челнок. Игр. упр. «Вышло солнце из-за
речки», «По кочкам» (прыжки), «Дойди – не урони»
- ведение мяча в средней и высокой стойке до черты.
П/и.: «Успей поймать!». М/п игра «Ухо-лоб - нос».
Игр.упр. «Горячая картошка». П/игра «У кого
меньше мячей». Игра в футбол.
Техника владения Практика
Передача
мяча.
Подскоки
с
продвижением вперед, мяч за головой. Ходьба по
мячом
гимнастической скамейке с перешагиванием через
набивные мячи. Игр. упр.
равновесия «Колобок». П/игра «У кого меньше
мячей». Игра в футбол.
Техника владения Практика
Передача
мяча.
Подскоки
с
мячом
продвижением вперед, мяч за головой. Передача
мяча. Подскоки с продвижением вперед, мяч за
головой.
Беседа
Теория Беседа: как достичь положительного
результата? Игра по упрощенным правилам 3 на 3.
Техника
Практика: Перебрасывание мяча друг другу с
владением мячом хлопком, поворотом. Метание в цель из исходного
положения, стоя на коленях. Ведение с изменением
направления Игр. упр.: «Передал-садись». П/и.:
«Успей поймать». Игра в футбол. Ведение мяча
восьмеркой, передачи мяча
Ведение мяча вокруг обруча правой и левой ногой в
разных направлениях. Ведение мяча парами.
Передача мяча ногой по кругу. Игр. упр. «Ведение
мяча парами», «Забей в ворота». П/и. «Мяч с
топотом». Игра в футбол.
Техника
Практика Игра в футбол по заданию
владением мячом Игр. упр. «С двумя мячами», «Борьба за мяч». Игра
в футбол.
Тактическая
Практика Бросание мяча друг другу и ловля его
подготовка
после отскока от пола. П/ игры: «Не урони мяч»,
«Мы веселые ребята - с мячом». Игра в футбол.
Тактическая
Практика Ведение с передачей мяча партнеру.
подготовка
Передача мяча в парах. Игра в футбол.

21

31
32

Техника
передвижения
Тактическая
подготовка

33

Техника
передвижения

34

Тактическая
подготовка

35

Тактическая
подготовка

36

Тактическая
подготовка

37

Техника
передвижения

38

Техника
владением мячом

39

Техника
владением мячом

Практика

Игра в футбол по заданию.

Практика
Ведение
мяча
с
обманными
движениями. Передача мяча в парах. Эстафета
«Тачка» - один из игроков, передвигаясь на руках,
толкает перед собой мяч, другой удерживает его
ноги. П/игра «Отбивка оленей». М/п игра «Жучок
на спине» – формирование правильной осанки.
Практика Передача мяча в движении, открывание.
Передача мяча в движении. Ведение мяча.
Передача мяча друг другу с передвижением по
площадке парами (открывание).
П/и. «Ловля
оленей», «Мяч капитану». Игра в футбол.
Практика Перебрасывание мяча из одной руки в
другую. Отбивание мяча на месте. Подбрасывание
мяча и ловля его двумя руками. Прокатывание мяча
вперед головой. Игр. упр. «Передал - садись»
броски и ловля мяча, «Светофор» - во время
выполнения бега по кругу на красный цвет принять
стойку баскетболиста. П/и «Салки с мячом». М/п
игра. «Передай мяч соседу».
Практика Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей
его двумя руками. Ведение мяча с обманными
движениями. Игр. упр. «Туннель» - прокатывание
мяча между ног, «Лови, бросай – падать не давай» перебрасывание мяча друг другу в быстром темпе.
П/и «За мячом». М/п игра «Будь внимателен».
Практика Передача мяча в парах. Передача мяча друг
другу в быстром темпе. Открывание. Игр.упр.
«Лови, бросай – падать не давай», «Туннель»
прокатывание мяча между ног, «Меткий стрелок».
Практика Передача мяча в тройках. Прыжки на
одной ноге с продвижением вперед, мяч за головой.
Ходьба
по
гимнастической
скамейке
с
перешагиванием через набивные мячи. Игр. упр.
«Кто быстрее?». П/игра «Пустое место». М/п игра
«Мяч по кругу».
Практика Ведение с последующим ударом в цель
Ведение с последующим ударом в цель, с разных
участков поля.
Игра в футбол. Релаксация
«Наедине с дождем».
Практика Ведение мяча с препятствиями
Игр. упр. «Будь ловким» - ведение мяча с
препятствиями (веревочка). Игра в футбол.
Релаксация «Волшебный сон».

22

40

Тактическая
подготовка

Практика Ходьба по гимнастической скамейке с
отбиванием мяча обеими руками. Бросание мяча и
ловля его двумя руками. Игр. упр. «Три мяча» поочередно переносить мячи из обруча в обруч – по
три мяча, «Туннель» - прокатывание мяча между
ног, «Лови, бросай – падать не давай» перебрасывание мяча друг другу в быстром темпе,
«Меткий стрелок»

41

Тактическая
подготовка

Практика Передача мяча через сетку в парах
способом из-за головы. Ползание под дугами,
головой прокатывая набивной мяч. Передача мяча в
тройках, в движении. П/игра «Успей перебежать».
«Здравствуй, догони!». Игра в футбол.

42

Тактическая
подготовка
Тактическая
подготовка

43

44

Техника
передвижения

45

Техника
передвижения

46

Техника
владением мячом

47

Техника
владением мячом

48

Техническая
подготовка
Тактическая
подготовка

49

Практика Игра по упрощенным правилам 1на 1

Практика П/и. «Займи свободный кружок». Игра в
футбол.
Развитие силы и координации
Эстафета «Тачка» - один из игроков, передвигаясь
на руках, толкает перед собой мяч, другой
удерживает его ноги. П/игры «Штандр. Мячик
кверху», «Удочка». Игра в футбол. М/п игра
«Кузнечик» – формирование правильной осанки.
Практика
Развитие
координации,
техника
владения мячом
Бег по координационной лесенке. Футбольное
путешествие.
П/и. «Пятнашки с мячом»,
«Беспокойный мяч». М/п игра «Вызов по имени».
Практика
Бросание мяча друг другу и ловля его после отскока
от. Игра в зайчика 3х1. П/игры:«Не урони мяч».
«Мы веселые ребята - с мячом». Игра в футбол М/п
игра «Сделай фигуру».
Практика Игр. упр.: «Вышло солнце из-за речки» - бег
врассыпную, быстро построиться возле своего
обруча. «Попади в корзину» - бросок мяча в корзину
разными способами, с разных точек. П/и. «Гонка
мячей», «У кого меньше мячей», «Займи свободный
кружок». М/п игра «Ручеек с мячом».
Практика Игра по упрощенным правилам 1 на 1
Практика

Практика

23

Игра по упрощенным правилам 3 на 3

50
51
52

Тактическая
подготовка
Техническая
подготовка
Техническая
подготовка

53

Техника
передвижения

54

Техника
передвижения

55

56

Практика

Игра по упрощенным правилам 1 на 1

Практика

Игра по упрощенным правилам 4 на 4

Перебрасывание мяча друг другу стоя,
способ из-за головы; метание мяча вдаль правой и
левой рукой. Игр. упр.: «Вперед с мячом». П/и:
«Поймай мяч». Игра в футбол.
Практика «Обратный поезд» - бег прямой и спиной
вперед. «Чей мяч дальше?» - удары по
неподвижному мячу. «Ловкие ребята» - ведение
мяча по прямой. Игр.упр.«Не выпускай мяч из
круга» - дети быстро предают мяч ногой по кругу,
«Обратный поезд».
Практика

Практика Передвижение приставными шагами
(правым/левым боком, вперед/назад)
Игр.упр.«Найди свой цвет», «Туннель» прокатывание мяча между ног, «Лови, бросай –
падать не давай» - перебрасывание мяча друг другу
в быстром темпе, «Меткий стрелок» - попадание
мячом в обруч. Игра в футбол
Техника
Практика Развитие координации, техника владения
владением мячом мячом
Бег по координационной лесенке. Футбольное
путешествие.
П/и. «Пятнашки с мячом»,
«Беспокойный мяч». М/п игра «Вызов по имени».
Практика Развитие равновесия, техника владения
Техника
владением мячом мячом
Ходьба
по
гимнастической
скамье
с
перекладыванием малого мяча перед собой из
правой руки в левую. Отбивание мяча от стены и
ловля его двумя руками. Футбольное путешествие.

57

Техника
передвижения,
скоростное
ведение

58

Тактическая
подготовка

Практика Бег через набивные мячи. Удары по
неподвижному мячу правой и левой ногой с разбега.
Ведение мяча с изменением направления. Игр. упр.
«Ловкие ребята» - ведение мяча по прямой, «Не
выпускай мяч из круга» - дети быстро предают мяч
ногой по кругу. П/и. «Пустое место» (пятнашки с
вызовом). Игра в футбол.
Практика Индивидуальные действия без мяча.
Выбор наиболее удобной позиции на игровом
поле. Умение уйти из под контроля соперника и
создать игровое пространство для себя и
партнеров.
24

59

60

61

62

63

Тактическая
подготовка

Действия без мяча. Открывание; отвлечение
соперников; создание численного преимущества на
отдельном участке поля.
Техника
Практика Удары по мячу ногой. Удары серединой и
владением мячом внешней частью подьема по неподвижному и
катящемуся мячу. Удары подьемом по прыгающему
и летящему мячу. Удары носком, пяткой(назад).
Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему
различную по крутизне траекторию полета и
различное направление полета. Удары в
единоборстве. Удары на точность и дальность
Техника
Практика Ведение серединой подьема и носком.
владением мячом Ведение мяча всеми изученными способами,
увеличивая скорость движения.
Техника
Практика Игры с бегом на скорость, с прыжками в
передвижения
высоту и длину, с метаниями мяча в цель. ( игры без
мяча-“волк и зайцы”, ”хвост тигра”, ”найди свой
дом”.)
Техника
Практика Прыжки с разбега вверх, стараясь
передвижения
достать высоко подвешенный мяч ногой, головой;
то же, выполняя в прыжке поворот до 180º. Прыжки
вверх с места и разбега, выполняя удары по мячам,
подвешенным на различной высоте.

64

Техническая
подготовка

65

Тактическая
подготовка

66

Техническая
подготовка

67

Техника
передвижения

Практика

Практика Целесообразное применение тех или
иных
приемов
техники
владения мячом в различных
игровых
ситуациях. Применение необходимого
способа удара по мячу, остановок, в зависимости
от направления, траектории и скорости движения
мяча. Использование ведения и
применение различных
видов обводки
в
зависимости от игровой ситуации.
Практика Ведение мяча змейкой – 10 м. не теряя
мяча. Ведение мяча осуществляется
последовательными толчками, внешней или
внутренней стороной стопы, поочередно то
правой, то левой ногой); Удар по воротам –
(расстояние 4м, размеры ворот – 1 х 2 м).
Практика Командные действия. Уметь выполнять
подготовка обязанности в атаке на своём игровом
месте.
Практика ОФП.Маховые упражнения, круговые
передвижения вращения рук в сочетании с
движениями ног и туловища. Разгибание рук в
25

упоре лежа. Круговые движения туловища,
повороты и наклоны с одноименными движениями
рук и
ног, разноименные движения
на
координацию. Отведение, приведение и маховые
движения ноги в перед, в стороны, назад.

68

Техническая
подготовка

Практика Противодействие маневрированию, т. е.
подготовка осуществлять «закрывание» и
препятствовать сопернику в получении мяча.
Совершенствование в «перехвате» мяча. В
зависимости от игровой обстановки применять
отбор мяча изученным способом. Уметь
противодействовать передаче, ведению и удару по
воротам.

Структура образовательного процесса
Обучение навыкам владения мячом состоит их трех этапов:
1.
Начальный или подготовительный этап. Основной его задачей является
развитие у детей координации движений, умения следить за траекторией полета мяча,
выработки быстрой ответной реакции на летящий мяч. На этом этапе дети учатся
простейшим действиям с мячом.
2.
Этап углубленного разучивания. Главная его задача – сделать действия детей
направленными, осознанными. В этот период дети активно знакомятся с элементами
спортивных и подвижных игр с мячом.
3.
Этап закрепления и совершенствования (основной). На этом этапе дети
закрепляют полученные знания и навыки владения мячом, используя их в проведении
спортивных игр и эстафет.
При выполнении упражнений с мячами используют следующие методы:
1.
Повторный метод - заключается в многократном выполнении упражнений при
сохранении содержания, величины, характера нагрузки (например, выполнение бросков
мяча с одного и того же места определенным способом).
2.
Интервальный метод - предполагает многократное повторение упражнения при
строгой регламентации его продолжительности и пауз отдыха между повторениями.
3.
Вариативный метод - предполагает выполнение одного и того же упражнения с
мячами разного веса и в разных условиях (облегченных, нормальных и усложненных).
4.
Метод сопряженных взаимодействий - основан на взаимосвязи развития физических
качеств и совершенствования двигательных навыков. Для этого используются специальные
упражнения (в частности, с набивными мячами), направленные на развитие необходимых
двигательных качеств при условии их динамического соответствия биомеханическим
особенностям разучиваемых на занятии двигательных действий (элементов и частей техники
конкретного двигательного действия).
5.
Игровой метод - характеризуется постоянным или внезапным изменением игровых
ситуаций при наличии определенного сюжета и конечной цели. Он может использоваться
для избирательного воздействия на отдельные физические способности занимающихся и
комплексного совершенствования их двигательной активности.
26

6.
Соревновательный метод - это специально организованные состязания с
использованием мячей (малых, больших, набивных), в которых создаются условия для
индивидуальной и командной борьбы. Этот метод может применяться при воспитании
физических качеств, совершенствовании технических приемов, для стимулирования
интереса и активизации занимающихся. При использовании этого метода у занимающихся
происходят самые высокие сдвиги в деятельности систем и функций организма.
7.
Метод круговой тренировки - предусматривает выполнение серии упражнений
(например, с набивными мячами) на специально подготовленных местах («станциях»).
Состав упражнений подбирается с расчетом разностороннего воздействия на различные
мышечные группы и физические способности занимающихся.
25.

4.Планируемые результаты по реализации программы

Предметные результаты -требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать / понимать:
- роль занятий по физической культуре для физического развития;
- правила поведения и техники безопасности на занятиях и в спортивном зале; - названия и
упрощенные правила игры в футбол.
Уметь:
- свободно ориентироваться на площадке;
- выполнять различные действия с мячом: бросать и ловить, катать, метать;
- взаимодействовать друг с другом во время игры,
- выполнять основные приемы техники игры футбол; подчинять свои интересы интересам
команды.
- Метапредметные результаты:
- повышение уровня двигательной активности обучающихся. Личностные результаты:
- укрепление уверенности детей в своих силах и возможностях;
- умение чувствовать себя комфортно в большом коллективе.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение
Спортивный зал
площадь – 92,74 кв.
м
кладовая для хранения спортивного инвентаря –
6,22 кв. м Футбольные мячи – 20 шт.
•
Резиновые фишки – 4 шт.
•
Футбольные ворота – 2 шт.
•
Манишки – 10 шт.
•
Набивной мяч – 2 шт.
•
Свисток – 1шт.
•
Ноутбук – 1шт.
•
Флэшноситель – 2 шт.
27

•
•

Спортивная площадка
Площадь – 84 кв.м.

Информационное обеспечение Видеоматериал с игр,
турниров и чемпионатов по футболу.
Кадровое обеспечение программы
В реализации общеобразовательной программы может участвовать специалист с
педагогическим образованием с квалификацией «инструктор физической культуры» или
«тренер».
Методическое обеспечение программы
Методические пособия:
1. Кук М. Упражнения для юных футболистов- М: «АСТ» «Астрель»2017г.
2. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов/ О.Б. Лапшин –
«Спорт»,2014
В основу методики обучения игре в футбол, равно как и другим спортивным
играм, положена игровая форма проведения занятий. В содержании занятий эффективно
сочетаются игровые упражнения и эстафеты, подвижные игры и спортивные
упражнения. Содержание занятий объединяет в себе ряд дидактических принципов,
среди которых принципы доступности и индивидуального подхода играют
значительную роль, так как спортивные игры являются достаточно сложными для
освоения дошкольниками. Индивидуальный подход достигается при подборе методов
обучения и воспитания в зависимости от уровня усвоения учебного материала каждым
ребенком, а также при учете реакции его организма на данную ему физическую
нагрузку. Обучение технике проводится постепенно, путем усложнения условий
выполнения движений.
Дошкольникам необходимо знать элементарные правила игры в футбол:
• - перед началом игры проводится жеребьевка для выбора сторон или начального
удара.
Мяч ставится на землю в центре поля;
• - игроки команды стремятся забить как можно больше голов в ворота соперника, а
после потери мяча защищать свои, соблюдая при этом правила игры;
• - футбол - игра двух команд, и в каждой команде - до 5-7 игроков, один из
которых капитан;
• -соблюдение правил игры и продолжительность матча контролирует судья;
• -мяч считается забитым в ворота, если он полностью прошел линию ворот, а также
во время игры были соблюдены все правила;
• -в футболе все действия с мячом игроки выполняют ногами;
• -правом брать мяч в руки обладают вратарь и игрок, выполняющий вбрасывание;
• -футбол — игра коллективная, и игроки относятся друг к другу с уважением,
несмотря на дух соперничества и желание победить.
Кодекс юного футболиста:
-Играть ради своего удовольствия, а не для родителей или тренеров.
-Получать удовольствие от футбола, развиваться при помощи футбола.
28

-Учиться и уважать правила игры и правила группы.
-Влиться в группу и быть хорошим напарником.
-Уважать своих оппонентов.
-Принимать решение судей и тренеров.
-Соблюдать правила фэр-плейя во всех его проявлениях.
26.

2.Форма контроля и оценочные материалы

Аттестация обучающихся по освоению данной программы не предусмотрено. Формами
контроля являются: тестирование (диагностика физической подготовленности детей,
диагностика подготовленности юных футболистов), беседа по теоретическим вопросам,
игра в футбол.
Диагностика физической подготовленности детей
В тренировочном процессе футболистов необходимым элементом является контроль
за общей физической подготовленностью. В состав комплексов входят тесты: подтягивание
на низкой перекладине в висе лежа, прыжки в длину с места (оценка прыгучести), бег на 30
м (оценка скоростных качеств), бег «по конверту» (оценка ловкости). Предназначен для
детей в возрасте от 5 лет.
Контрольные нормы для оценки физической подготовленности юных футболистов
5–7 лет
Физические
качества
силовые

Контрольное
упражнение

подтягивание на
перекладине
(за 30 сек)
скоростные
Бег на 30 м
скоростносиловые Прыжки в длину
с места
координационные бег
«по
конверту»
3х10м, сек

Уровень физической подготовленности
Низкий
средний
Высокий
(5-6 лет/6-7лет) (5-6 лет/6-7лет) (5-6 лет/6-7лет)
3
6
8

7,9/5,0
98/ 108

7,4/5,7
100/110

7,0/6,0
106/112

16

12

10,1

29

1.
2.

3.
4.
5.
6.

3. Список литературы
Ахмеров, Э.К. Футбол для начинающих: учебное пособие / Э.К.Ахмеров. - Минск:
Полымя, 2010. - 78 с.
Витковски З. Координационные способности в футболе: Диагностика,
прогнозирование развития, тренировка. / З. Витковски. // Физическая культура:
воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 4. - С. 28- 31
Калинин А.В. Футбол : методика тренировки / А.В.Калин. - Москва: Физкультура и
спорт,2009. - 162 с.
Кук М. Упражнения для юных футболистов- М: «АСТ» «Астрель»2017г.
Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов/ О.Б. Лапшин –
«Спорт»,2014
Плои Б.И. Новая школа в футбольной тренировке / Б.И. Плои. - Москва: Терра- Спорт,
2012. - 240 с.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.