Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа - Хореографическая студия Эдельвейс 2024-2025гг

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Название раздела

1. Комплекс

основных
характеристик программы

Стр.

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цели и задачи реализации программы

4

1.3. Содержание общеразвивающей программы

5

Планируемые результаты
программы

14

1.4.

освоения

2.
Комплекс 2.1. Условия реализации программы
организационнопедагогических
условий
2.2. Формы контроля и оценочные материалы

15

3. Список литературы

20

2

17

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной
направленности «Хореографическая студия «Эдельвейс» направлена на всестороннее,
гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья
детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком
базовыми умениями и навыками в разных упражнениях.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание
уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к
общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. По результатам
опроса родителей (законных представителей) воспитанников детского сада, высокий спрос на
платную образовательную услугу «хореография».
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями к программам нового
поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут каждого обучающегося,
который будет пронизывать самые разнообразные области.
В основе разработки использована программа «СА-ФИ-ДАНСЕ», авторы Фирилева Ж.Е.,
Сайкина Е.Г.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она
основывается
на
постепенном развитии
природных способностей
детей,
строгой последовательности в овладении лексикой танцевального искусства, техническими
приемами, систематичностью и регулярностью занятий, целенаправленностью учебного процесса.
Она рассчитана на обучение детей основам хореографии, постановку и исполнение
концертных номеров. Занятия по данной программе приобщают детей к пониманию искусства
танца и знакомят с богатейшей художественной культурой прошлого и настоящего России.
Педагогические принципы и идеи, на которых базируется программа:
возрастные особенности обучающихся;
развитие мотивации к познанию и творчеству;
научности;
интеграции;
осуществление, как целостного, так и индивидуального подхода и воспитания личности
ребенка.
Адресат. Программа предназначена для детей в возрасте от 3 до 7 лет. В коллектив
принимаются все желающие на основании заявления от родителей. Группы формируются по
возрасту. Каждая группа состоит из 15-20 человек (1 год обучения) и 20-25 человек (второй и
последующие года обучения).
Возрастные особенности детей 3-4 лет.
3-х летний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег,
лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений
образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем
им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.
Моторика
выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением
структуры движения, его фаз, направления и т.д.
Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом
дети ориентируются в значительной мере на оценку педагога.
3

Возрастные особенности детей 4-5 лет.
В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в
движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному
опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми.
Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка,
неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции
двигательной активности. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в
едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в
разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.
Позитивные изменения наблюдаются в развитии общей моторики.
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно
овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость.
Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У
них обычно отсутствуют лишние движения, которые наблюдаются у детей 3-5 лет. Уже
начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков - более
прерывистые, у девочек – мягкие, плавные).
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
К 7 годам скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять
различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает
заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся
более выносливыми, ловкими, подвижными. В этом возрасте дети уже могут выполнять
сложные физические упражнения.
У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно, без
специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной
последовательности, контролируя их, изменяя (произвольная регуляция движений).
Режим занятий – 2 раза в неделю по 30 минут.
Объём программы необходимый для освоения- 288 часов; 72 часа в учебный год.
Срок освоения программы – 4 года, за год 36 недель.
Уровневость – «стартовый уровень».
Форма обучения: групповая; что обусловлено целями и задачами программы.
Виды занятий: традиционное занятие; комбинированное занятие; практическое занятие;
концерт, открытое занятие.
Формы подведения результатов: творческий отчёт.

1.2 Цели и задачи программы
Цель данной программы: эстетическое развитие детей в процессе изучения основ
хореографического искусства и развитие творческого потенциала ребенка.
В результате изучения курса программы реализуются следующие задачи:
Обучающие:
-

изучение танцевальной культуры народов мира;
4

изучение хореографического наследия русского народа;
художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству танца;
формирование необходимых исполнительских знаний, умений и навыков;
формирование знаний о здоровом образе жизни (сохранение здоровья, режим
дня, гигиена).
Воспитательные:
воспитание внимания, дисциплинированности, воли, самостоятельности;
привитие сценической культуры, воспитание культуры поведения и общения;
воспитание любви, уважения и бережного отношения к исконной культуре
русского народа;
воспитание уважительного отношения к национальным традициям других
народов;
воспитание чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки в сотрудничестве;
- формирование нравственных представлений. Развивающие:
развитие творческих способностей обучающихся;
развитие умений коллективной и творческой деятельности;
развитие выразительности и музыкальности исполнения (умение передать характер,
стиль и манеру исполнения различных народных танцев);
развитие эмоционально-волевых качеств.

1.3. Содержание общеразвивающей программы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Учебно-тематический план
Наименование разделов
Инструктаж по ОТ

Формы контроля

Количество часов
всего

теория

практика

2

2

-

беседа

8

Педагог с помощью
метода наблюдения и
самовыражения детей в
хореографической
деятельности

9

Педагог с помощью
метода наблюдения и
самовыражения детей в
хореографической
деятельности

12

Педагог с помощью
метода наблюдения и
самовыражения детей в
хореографической
деятельности

1. Элементы народного танца
8

16

2. Классический танец
9

18

3. Постановочная работа
-

12

5

4.Интегрированные занятия
12

-

12

12

-

12

72

19

53

5. Репетиционная работа

Итого:

Педагог с помощью
метода наблюдения и
самовыражения детей в
хореографической
деятельности
Педагог с помощью
метода наблюдения и
самовыражения детей в
хореографической
деятельности

Содержание учебно-тематического плана первого года обучения
1.
Элементы народного танца. Теория
и практика:
1.1. Припадания "елочка", раскрытие рук.
1.2. Каблучные движения, вертушка на месте и в продвижении по диагонали.
1.3. Дробные выстукивания (2 ключ, 2 дробь сверху).
1.4. "Ковырялочка" (на 90 градусов).
1.5. "Веревочка".
1.6. Ходы разного характера.
1.7.Движения белорусского
танца.
1.8. Элементы танцев народов мира.
2.Классический танец. Теория:
2.1. Техника исполнения позиции ног (1,2,3,5,6).
Практика:
Экзерсис на середине зала.
1.
Техника исполнения позиции ног
(1,2,3,5,6).
2.
Техника исполнения 1 por de bra.
Теория:
2.2. Техника исполнения demi-plies (1,2,5 позициям).
Практика:
Экзерсис на середине зала.
1.
Техника исполнения позиции ног (1,2,3,5,6).
2.
Техника исполнения 1 por de bra.
3.
Техника исполнения releves ( в 1,2,5 шаги). Теория:
2.3. Техника исполнения battements tendus:
а) с 1 позиции в сторону, вперед, назад;
б) с 5 позиции в сторону, вперед, назад. Практика:
Экзерсис на середине зала.
1. Техника исполнения позиции ног (1,2,3,5,6).
6

2. Техника исполнения 1 por de bra.
3. Техника исполнения releves ( в 1,2,5 шаги)
1. Шаги на полупальцах.
2. Шаги с высоким поднятием колена.
3. Прыжки на двух ногах по 6 позиции.
4. Прыжки на одной ноге.
Теория:
2.4. Техника исполнения battement tendu jete.
а) с 1 позиции в сторону, вперед, назад;
б) с 5 позиции в сторону, вперед, назад. Практика:
Экзерсис на середине зала.
1. Техника исполнения позиции ног (1,2,3,5,6).
2. Техника исполнения 1 por de bra.
3. Техника исполнения releves ( в 1,2,5 шаги)
1.
Шаги на полупальцах.
2.
Шаги с высоким поднятием колена.
3.
Прыжки на двух ногах по 6 позиции.
4.
Прыжки на одной ноге. Теория:
2.5. Понятие направлений an dehor et an dedan.
Практика:
Экзерсис на середине зала.
1.
Позиции ног (1,2,3,5,6).
2.
Demi-plie
(1,2,5
позициям).
Теория:
2.6. Техника исполнения rond de jambe par terre an dehor et an dedan.
Практика: Экзерсис на
середине зала.
1. Позиции ног (1,2,3,5,6).
2. Demi-plie (1,2,5 позициям).
3. Комбинации battement tendu:
а) с 1 позиции в сторону, вперед, назад;
б) с 5 позиции в сторону, вперед, назад. Теория:
2.7. Техника исполнения releve на полупальцы в 1,2 и 5 позициях и с demi-plie
Практика:
Экзерсис на середине зала.
1. Позиции ног (1,2,3,5,6).
2. Demi-plie (1,2,5 позициям).
3. Комбинации battement tendu:
а) с 1 позиции в сторону, вперед, назад;
б) с 5 позиции в сторону, вперед, назад. Теория:
2.8. Техника исполнения grand-plies в 1,2,5 позициях.
Практика:
Экзерсис на середине зала.
7

1. Комбинации releve на полупальцах в 1,2 и 5 позициях и с demi-plie. Теория:
2.9. Техника исполнения перегибание корпуса назад и в сторону.
Практика:
Экзерсис на середине зала.
1.Комбинации grand-plie в 1,2,5 позициях. 2.
Перегибание корпуса назад и в сторону.
3. Постановочная работа (12 часов)
На основе выученных движений хореографические номера.
4.Интегрированные занятия (12 часов)
Работа над образом, показывать танцевальные образы под выбранную музыку, умение
перевоплотиться.
Теория. Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки. Умения
слышать музыку, определять ее характер, отражать в движении разнообразные оттенки характера
музыкальных произведений (веселый, спокойный, энергичный, торжественный).
Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворотов вправо и
влево.
Практические занятия. Музыкально-практические упражнения: маршировка в темпе и
ритме музыки, шаг на месте, вокруг себя, вправо и влево. Пространственные музыкальные
упражнения: повороты на месте (строевые), продвижение на углах, с прыжками (вправо и влево).
Фигурная маршировка с перестроением, из колонны в шеренгу обратно, из одного круга в два и
обратно, продвижение по кругу.
Танцевальные шаги (с носка на пятку). Танцевальные шаги (бытовые) в образах, например:
оленя, медведя, лисы, зайца, птички, кошки. Умение выполнять и повторять ритмический рисунок.
Растяжка .
Гимнастические упражнения выполняются на полу, активизируется работа по коррекции
строения тела, развитию осанки, выворотности ног, укреплению позвоночника, гибкости тела, и
укрепление физического состояния ребенка. Используются упражнения такие как: "бабочка",
"лягушка", "кошка и собачка", "березка", "мостик", "лодочка", "барашка".
5.Репетиционная работа (12 часов).
На занятиях отрабатываются ритмические движения (комбинации), рисунок танца.
Учебно-тематический план второго года обучения

Наименование разделов
Инструктаж по ОТ

Формы контроля

Количество часов
всего

теория

практика

1

1

-

8

беседа

1.
Элементы
народногосценического танца
8

16

8

2. Классический танец
11

22

11

3.Эстрадный танец
-

12

12

4. Постановочная работа
7

-

7

7

-

7

7

-

7

72

20

52

5.Интегрированные занятия

6. Репетиционная работа

Итого:

Педагог с помощью
метода наблюдения и
самовыражения детей в
хореографической
деятельности, концертная
деятельность
Педагог с помощью
метода наблюдения и
самовыражения детей в
хореографической
деятельности, концертная
деятельность
Педагог с помощью
метода наблюдения и
самовыражения детей в
хореографической
деятельности, концертная
деятельность
Педагог с помощью
метода наблюдения и
самовыражения детей в
хореографической
деятельности,
концертная деятельность
Педагог с помощью
метода наблюдения и
самовыражения детей в
хореографической
деятельности,
концертная деятельность
Педагог с помощью
метода наблюдения и
самовыражения детей в
хореографической
деятельности,
концертная деятельность

Содержание учебно-тематического плана второго года обучения
1-4. Элементы народно-сценического танца.
Теория: упражнения направленные на развитие гибкости корпуса, характера музыкального
произведения. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие. Положения рук в паре,
групповом танце.
Практические занятия: русский танец позиции рук - 1,2,3 на пояс, позиции ног
"ковырялочка", "елочка", "хлопки", "притопы". Учить детей опускать и поднимать голову, шею,
9

плечи, корпус, наклоняясь вперед, назад, в сторону "Полька". Основная позиция танца (в паре).
Боковой галоп с тремя притопами в конце. Слышать конец музыкальной фразы. Притопами
передавать ритмический рисунок. Движения "до-за-до" (обход друг друга на восемью шагах).
5-8. Элементы народно-сценического танца.
Теория: основные технические навыки. Открытые и закрытые, свободные позиции ног.
Дробные движения русского танца, настроение и характер.
Практические занятия:
Движения выполняются одной рукой за опору:

1. Маленькие и большие приседания (русский характер хоровод).
2. "Батман тандю" (итальянский танец).
3. "Батман жете" (Венгрия, Польша).
4. "Круг ногой по полу" (Молдавия).
5. Каблучные упражнения (русский танец).
6. "Веревочка" (русский танец).
7. "Большие броски" (Украина).
8. Растяжка Середина.
Припадания "елочка", раскрытие рук. Каблучные движения, вертушка на месте и в
продвижении по диагонали. Дробные выстукивания (2 ключ, 2 дробь сверху), "ковырялочка" (на 90
градусов), "веревочка", ходы разного характера. Мужские движения: присядка с выносом ноги на
90 градусов, подсечка, "бочонок", "ползунец" по кругу, маятник, хлопушки. Движения русского
танца.
2.Классический танец.
Теория
1.
Техника исполнения demi-plie (1,2,5 позициям).
2.
Техника исполнения grand-plie в 1,2,5 позициях.
3.
Техника исполнения battements tendu:
а) с 1 позиции в сторону, вперед, назад;
б) с 5 позиции в сторону, вперед, назад.
4.
Техника исполнения battements tendu jete.
а) с 1 позиции в сторону, вперед, назад;
б) с 5 позиции в сторону, вперед, назад.
5.
Техника исполнения rond de jambe par terre an dehor et an dedan.
6.
Техника исполнения battements soutenus в сторону, вперед, назад носком в пол. 7. Техника
исполнения положения ног sur le cou-de-pied («условное», обхватное)
8.
Техника исполнения battements fondu в сторону, вперёд, назад носком в пол.
9.
Техника исполнения battements frappes в сторону, вперёд, назад.
10. Техника исполнения grand battements jetes с 1 и 5 позиций вперед, в сторону, назад.
11. Техника исполнения перегибания корпуса назад и в сторону Практика.
10

Экзерсис на середине зала.
1. Техника исполнения позиции ног (1,2,3,5,6). 2. Техника исполнения положения
epaulement croisee (закрытое), effaccee (открытое).
3. Техника исполнения por de bras (1,2). 4.
Техника исполнения releves ( в 1,2,5 позициях).
ALLEGRO
1. Техника исполнения tempe soute (по 1,2, 5 позиции). 2.
Техника исполнения changement de pieds
3. Техника исполнения tour chaine. Экзерсис
1. Комбинации demi-plie (1,2,5 позициям). 2.
Комбинации grand-plie в 1,2,5 позициях.
3. Комбинации battements tendu:
а) с 1 позиции в сторону, вперед, назад;
б) с 5 позиции в сторону, вперед, назад.
4. Комбинации battements tendu jete.
а) с 1 позиции в сторону, вперед, назад;
б) с 5 позиции в сторону, вперед, назад.
5. Комбинации rond de jambe par terre an dehor et an dedans.
6. Комбинации battements soutenus в сторону, вперед, назад носком в пол.
7. Комбинации battements fondus в сторону, вперёд, назад носком в пол.
8. Комбинации battements frappes в сторону, вперёд, назад. ( Вначале носком в пол).
9. Комбинации grand battements jetes с 1 и 5 позиций вперед, в сторону, назад.
10. Комбинации перегибания корпуса назад и в сторону (лицом к станку).
Экзерсис на середине зала.
1.
Позиции ног (1,2,3,5,6).
2.
Положения epaulement croisee (закрытое), effaccee (открытое).
3.
Комбинации por de bras (1,2). 4. Комбинации releves ( в 1,2,5 позициях).
ALLEGRO
1. Комбинации1. Комбинации tempe soute (по 1,2, 5 позиции).
2. Комбинации changement de pieds 3. Tour chaine.
3.Эстрадный танец.
Практика:
1. Техника исполнения упражнений для разогрева стоп и коленных суставов.
2. Техника исполнения упражнений для головы и шейных позвонков.
3. Техника исполнения перегибов и наклонов торса.
4. Техника исполнения Releve по 1, 2 позициям ног.
5 . Техника исполнения Demi-plies в эстрадно-джазовом исполнении. 6.
Техника исполнения Grand-plies в эстрадно-джазовом исполнении.
7.
Техника исполнения Battements tendus в эстрадно-джазовом исполнении.
8.
Техника исполнения Battements tendus jetes в эстрадно-джазовом исполнении.
9.
Техника исполнения Rond de jambe par terre an dehors et an dedans с растяжкой в
эстрадноджазовом исполнении.
10. Упражнения для позвоночника.
11

11.
12.

Техника исполнения упражнений стретч-характера для ног
Техника исполнения Grand battements jetes в эстрадно - джазовом исполнении

4. Постановочная работа (7 часов)
На основе выученных движений хореографические номера.
5.Интегрированные занятия (7 часов)
Работа над образом, показывать танцевальные образы под выбранную музыку, умение
перевоплотиться.
Теория. Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки. Умения
слышать музыку, определять ее характер, отражать в движении разнообразные оттенки характера
музыкальных произведений (веселый, спокойный, энергичный, торжественный).
Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворотов вправо и
влево.
Практические занятия. Музыкально-практические упражнения: маршировка в темпе и
ритме музыки, шаг на месте, вокруг себя, вправо и влево. Пространственные музыкальные
упражнения: повороты на месте (строевые), продвижение на углах, с прыжками (вправо и влево).
Фигурная маршировка с перестроением, из колонны в шеренгу обратно, из одного круга в два и
обратно, продвижение по кругу.
Танцевальные шаги (с носка на пятку). Танцевальные шаги (бытовые) в образах, например:
оленя, медведя, лисы, зайца, птички, кошки. Умение выполнять и повторять ритмический рисунок.
Растяжка .
Гимнастические упражнения выполняются на полу, активизируется работа по коррекции
строения тела, развитию осанки, выворотности ног, укреплению позвоночника, гибкости тела, и
укрепление физического состояния ребенка. Используются упражнения такие как: "бабочка",
"лягушка", "кошка и собачка", "березка", "мостик", "лодочка", "барашка".
6. Репетиционная работа (7 часов).
На занятиях отрабатываются ритмические движения (комбинации), рисунок танца.
Учебно-тематический план третьего и четвертого года обучения
Формы контроля
Наименование разделов
Количество часов

Инструктаж по ОТ

всего

теория

практика

1

1

-

беседа

11

Педагог с помощью
метода наблюдения и
самовыражения детей в
хореографической
деятельности, концертная
деятельность

1.
Элементы
народногосценического танца
4

15

12

2. Классический танец
4

15

11

3.Современный танец
5

15

10

4.Основы актёрского
мастерства
2

2

-

5. Постановочная работа
8

-

8

8

-

8

8

-

8

72

16

56

6.Интегрированные занятия

7. Репетиционная работа

Итого:

Педагог с помощью
метода наблюдения и
самовыражения детей в
хореографической
деятельности, концертная
деятельность
Педагог с помощью
метода наблюдения и
самовыражения детей в
хореографической
деятельности, концертная
деятельность
Педагог с помощью
метода наблюдения и
самовыражения детей в
хореографической
деятельности, концертная
деятельность
Педагог с помощью
метода наблюдения и
самовыражения детей в
хореографической
деятельности,
концертная деятельность
Педагог с помощью
метода наблюдения и
самовыражения детей в
хореографической
деятельности,
концертная деятельность
Педагог с помощью
метода наблюдения и
самовыражения детей в
хореографической
деятельности

Содержание учебно-тематического плана третьего и четвертого года обучения
1. Элементы народно-сценического танца.
1-4 Теория: разновидность стилей русского танца, украинский танец, белорусский танец,
молдавский танец, финский танец, знакомство с самобытностью костюмов, народных
инструментов, характера и манеры исполнения.
Практические занятия. Повторяются все пройденные элементы с более усложненными
комбинациями в быстром темпе; упражнения на середине. Педагог может создавать комбинацию
на 16, 32 такта. Дополнительно изучаются танцы народов.
1. Маленькие и большие приседания (белорусский танец).
2. "Батман тандю" (итальянский танец).
13

3. "Батман жете" (польский танец).
4. "Круг ногой по полу" (испанский танец).
5. "Тартье" (татарский танец).
6. Каблучные движения (русский характер).
7. Веревочка (русский танец).
8. "Флик-фляк" (матросский танец).
9. Дробные выстукивания (русский характер).
10. Адажио (молдавский танец).
11. Большие броски (молдавский танец).
2.Классический танец.
1-4 Теория:
1. Техника исполнения demi-plie (1,2,5 позициям с работой рук).
2. Техника исполнения grand-plie в 1,2,5 позициях с работой рук.
3. Техника исполнения battement tendu.
4. Техника исполнения battement tendus jete.
5. Понятие pique/
6. Техника исполнения rond de jambe par terre an dehor et an dedan с растяжкой.
7. Техника исполнения battement soutenu в сторону, вперед, назад носком в пол на 45 градусов.
8. Техника исполнения battements fondus в сторону, вперёд, назад носком в пол, на 45 градусов.
1-11 Практика
1. Комбинации demi-plie (1,2,5 позициям с работой рук). 2.
Комбинации grand-plie в 1,2,5 позициях с работой рук.
3. Комбинации battement tendu.
4. Комбинации battement tendus jete.
5. Комбинации rond de jambe par terre an dehor et an dedan с растяжкой.
6. Комбинации battement soutenu в сторону, вперед, назад носком в пол на 45 градусов.
7. Комбинации battement fondu в сторону, вперёд, назад носком в пол, на 45 градусов. 8.
Комбинации battement frappe в сторону, вперёд, назад. (Вначале носком в пол на 45 градусов). 9.
Комбинации battements releves lents на 90 градусов
10. Комбинации battements developes.
11. Комбинации grand battements jetes с 1 и 5 позиций вперед, в сторону, назад.

3.

Современный танец

1-5 Теория: Современный танец. Элементы современных танцев (джаз-модерн). Импровизация.
1-10 Практика: 1. Разогрев
(всех мышц).

2. Изоляция (определенная группа мышц).
3. Упражнения для позвоночника.
4. Передвижения в пространстве.
5. Импровизация (танцевальные комбинации)
14

4.

Основы актерского мастерства.
1-2
теория: Эмоции в танце. Передача образа.

5.Постановочная работа. (8 часов) Отработка
концертных номеров.
6.Интегрированные занятия (7 часов)
Работа над образом, показывать танцевальные образы под выбранную музыку, умение
перевоплотиться.
Теория. Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки. Умения
слышать музыку, определять ее характер, отражать в движении разнообразные оттенки характера
музыкальных произведений (веселый, спокойный, энергичный, торжественный).
Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворотов вправо и
влево.
Практические занятия. Музыкально-практические упражнения: маршировка в темпе и
ритме музыки, шаг на месте, вокруг себя, вправо и влево. Пространственные музыкальные
упражнения: повороты на месте (строевые), продвижение на углах, с прыжками (вправо и влево).
Фигурная маршировка с перестроением, из колонны в шеренгу обратно, из одного круга в два и
обратно, продвижение по кругу.
Танцевальные шаги (с носка на пятку). Танцевальные шаги (бытовые) в образах, например:
оленя, медведя, лисы, зайца, птички, кошки. Умение выполнять и повторять ритмический рисунок.

7. Репетиционная работа (8 часов)
На занятиях отрабатываются сложные элементы танцевальных комбинаций. Сольные и
групповые комбинации. Рисунок танца, характер. Стиль его особенности.
1.4.Планируемые результаты освоения детьми Программы Предметные
результаты:
обучающийся знает подготовительное положение рук в народно-сценическом танце уметь
правильно открыть и закрыть руку на талии;
умеет исполнять простейшие дроби русского танца, знает переменный ход, "веревочка"
притопы "ключ", припадание;
-

владеет навыками по различным видам передвижений по залу;

-

хорошо ориентируется в зале во время танца;

-

передает характер музыкального произведения в движении;

-умеет импровизировать под музыку;
слушает и повторяет за педагогом элементы танцев, с последующим самостоятельным
показом.
15

Метапредметные результаты:
у обучающегося развито выразительность и музыкальность исполнения (передаёт характер,
стиль и манеру исполнения различных народных танцев);
развито умение взаимодействовать с партнером в паре и коллективом в целом во время
репетиций и исполнения концертного номера;
обучающийся подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими.
Личностные результаты:
ребенок способен к волевым усилиям;
проявляет заботливое отношение к партнеру при работе в парах;
выражает положительные эмоции при просмотре разных видов танцев, предметов искусства;
- демонстрирует сценическую культуру: пластика движений, элементы актёрского мастерства.

Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы Занятия проводятся в

2.

музыкальном зале, в котором имеется для реализации данной программы: Бубен – 1 шт.
Мяч большой – 15 шт.
Мяч резиновый малый – 15 шт.
Гимнастические коврики – 15 шт.
Мультимедийный проектор – 1 шт.
Экран – 1 шт.
Музыкальный центр – 1 шт.
Ноутбук (планшет) -1 шт. Зеркала
– 6 шт.
Информационное обеспечение
Флэш-носитель с аудио записями фонограмм – 2 шт. Флэш-носитель
с видео разных жанров танцев – 2 шт.
Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе должен иметь базовое профессиональное
образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной
деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной
готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни, должен знать возрастные
особенности детей.
Программно-методическое обеспечение:
1. Ж.Е.Фирилева, Е.Г.Сайкина. «СА-ФИ-ДАНСЕ», СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
16

2. Сборник программ
хореографическим

общеобразовательных

школ (классов)

направлением./Научный

руководитель

с
Н.М.Лаврухина./Под

ред.

О.А.Петрашевича. - Мн. - Национальный институт образования, 2015.
3. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на
середине зала. - М., 2014.
4. Звездочкин В.А. Классический танец. - М., 2013.
5. Никитин В.Ю. Модерн-джаз. - М., 2015.
Методическое обеспечение программы
Занятия на каждом этапе обучения строятся последующей схеме: подготовительная часть,
основная часть, заключительная часть.
При обучении и разучивании танцев важное место на занятиях отводится тренажу ‒ это
определённая система тренировочных упражнений, которые помогают обучающимся легче
разучить и усвоить танцевальный репертуар. Построенные по степени усложнения, упражнения
подготавливают к более сложным движениям, и физической нагрузке, укрепляют мышцы спины и
ног, способствуют координации движений. Каждый элемент танца раскладывается на ряд более
простых движений. По мере усвоения схемы движения добавляются детали, постепенно доводящие
данный элемент до его законченной формы.
Обычно педагог показывает и объясняет движения, проделывает их совместно с детьми
сначала в медленном темпе, со счётом вслух, без музыкального сопровождения; затем с музыкой ‒
в спокойном темпе, пока они не будут усвоены обучающимися.
На последнем занятии повторяются и закрепляются эти
совершенствуя их и сочетая с элементами танца.

движения, постепенно

Параллельно с отрабатыванием движений ног, рук и корпуса, идет работа над
выразительностью мимики лица, выражением глаз. Чувствуя и пропуская через себя образ, который
дети воплощают в танце, они с большим удовольствием работают над артистичностью исполнения
танца.
На первых годах обучения преобладает подражательный характер усвоения программы,
тогда как на третьем и четвёртом годах ‒ поисковый, коммуникативный.
Теоретическая часть даётся по ходу занятий в соответствии с содержанием нового материала
(историческая справка, сведения о жизни и творчестве выдающихся танцоров, характере
музыкальных произведений в сочетании с танцевальными движениями, этике поведения и
сценической культуре).
Практическая часть зависит от уровня навыков, желания ребёнка (особенно на начальном
этапе), сложности отдельных элементов танца.
Основная часть занятия ‒ разучивание танца. Сначала даётся общее представление о цели
‒ показ танца в законченной форме. Приступая к разбору и разучиванию танца, сначала
прослушивается музыка к нему, определяется характер, стиль, разучиваются отдельные движения
танца и лишь затем вся композиция. Главным приёмом в работе над танцем является развитие
самостоятельности и инициативы у ребят, подчёркивание их индивидуальности.
Учащимся предлагается составлять небольшие танцевальные композиции, вносить элементы
импровизации, способствуя развитию творческой активности.
17

Организация творческой деятельности позволяет педагогу увидеть характер в ребёнке,
выявить движения его души, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста,
потребности, в данного рода деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
На выявление и развитие индивидуальности обучающихся, отводится не менее 5 минут на
каждом занятии. Это и работа с детьми, требующими повторного показа, дополнительного
объяснения или подсказки педагога, как легче и грамотнее выполнить то или иное упражнение,
танцевальное движение или сложный элемент танца. С целью развития эмоциональности,
выразительности в исполнительской деятельности, творческих способностей и актёрского
мастерства используется просмотр видеоматериала занятий и концертов с последующим их
анализом и обсуждением с участниками объединения.
Вся работа, по индивидуализации процесса обучения, строится в тесной взаимосвязи с
родителями, т.к. многое в характере того или иного обучающегося открывается в беседах с членами
семьи ребёнка, в период совместной творческой деятельности с коллективом педагогов коллектива
по созданию концертных номеров, разработке костюмов, организации и участии в концертных
программах, конкурсах и различных праздниках.
Для изучения или закрепления новых, сложных или трудных движений танца используется
приём выполнения упражнений учащимися по очереди с последующим анализом результатов
педагогом или самими обучающимися (сравнение, выявление удач и ошибок), показ элементов
движений педагогом или обучающимися, усвоившими разучиваемое движение.
Все замечания по ходу занятия делаются в спокойной, требовательной, но доброжелательной
форме с обязательными элементами поощрения и похвалы даже самых незначительных успехов
обучающегося.
Занятия проводятся по группам, и в зависимость от цели и задач занятия обучение
проводится совместно или раздельно ‒ мальчики и девочки. Группы формируются по годам
обучения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Коллективная форма проведения занятий и разно уровневые возрастные группы дают
возможность более продуктивно влиять на выработку у детей норм и правил высоконравственного
поведения, добиваться сплочения коллектива, наладить дружбу, здоровые отношения между
членами коллектива чему способствует дружеская атмосфера совместного творчества, делового
содружества, взаимопонимания и полного доверия между педагогами и учащимися.
Важным моментом в реализации данной программы является создание творческой
атмосферы, которая позволяет ненавязчиво, исподволь заниматься обучением и воспитанием с
учётом специфики занятий хореографией.
Это творческие ситуации,
(индивидуальные и коллективные).

творческие

и

проблемные задания,

игровые приёмы

2.2. Формы контроля и оценочные материалы
Формы и методы контроля и оценки
Результаты обучения (освоенные умения, результатов обучения
усвоенные знания)
1-2 год обучения
18

Умения:
Воспринимать движения как символ
прекрасного, свободного способа
самовыражения

Руководитель с помощью метода наблюдения и
самовыражения детей в хореографической
деятельности, конкурсы, фестивали, концертная
деятельность

Соединять движения в хореографическую
композицию

Руководитель с помощью метода наблюдения и
самовыражения детей в хореографической
деятельности, конкурсы, фестивали, концертная
деятельность

грамотно исполнять движения экзерсиса по
народному танцу

Руководитель с помощью метода наблюдения и
самовыражения детей в хореографической
деятельности, конкурсы, фестивали, концертная
деятельность

Формы и методы контроля и оценки
Результаты обучения (освоенные умения, результатов обучения
усвоенные знания)

Определять темп, ритм, характер в
предлагаемой мелодии

Руководитель с помощью метода наблюдения и
самовыражения детей в хореографической
деятельности, конкурсы, фестивали, концертная
деятельность

Знания:

знать названия движений экзерсиса

Значение слов «легато», «стаккато», «ритм»,
«акцент», «темп»

Руководитель с помощью метода наблюдения и
самовыражения детей в хореографической
деятельности, конкурсы, фестивали, концертная
деятельность
Руководитель с помощью метода наблюдения и
самовыражения детей в хореографической
деятельности, конкурсы, фестивали, концертная
деятельность

3 год обучения
Умения:

Выразительно и грамотно исполнять
танцевальные композиции
Контролировать и координировать свое тело

Руководитель с помощью метода наблюдения и
самовыражения детей в хореографической
деятельности, конкурсы, фестивали, концертная
деятельность, индивидуальное самовыражение
Руководитель с помощью метода наблюдения и
самовыражения детей в хореографической
деятельности, конкурсы, фестивали, концертная
деятельность, индивидуальное самовыражение
19

Сопереживать и чувствовать музыку

Руководитель с помощью метода наблюдения и
самовыражения детей в хореографической
деятельности, конкурсы, фестивали, концертная
деятельность, индивидуальное самовыражение

Знания:

Экзерсис по народному танцу

Руководитель с помощью метода наблюдения и
самовыражения детей в хореографической
деятельности, конкурсы, фестивали, концертная
деятельность, индивидуальное самовыражение

Владеть азами современного танца

Новые направления и виды хореографии и
музыки

Руководитель с помощью метода наблюдения и
самовыражения детей в хореографической
деятельности, конкурсы, фестивали, концертная
деятельность, индивидуальное самовыражение
Руководитель с помощью метода наблюдения и
самовыражения детей в хореографической
деятельности, конкурсы, фестивали, концертная
деятельность, индивидуальное самовыражение

Формы и методы контроля и оценки
Результаты обучения (освоенные умения, результатов обучения
усвоенные знания)
Жанры музыкальных произведений

Руководитель с помощью метода наблюдения и
самовыражения детей в хореографической
деятельности, конкурсы, фестивали, концертная
деятельность, индивидуальное самовыражение

Танцевальные термины

Руководитель с помощью метода наблюдения и
самовыражения детей в хореографической
деятельности, конкурсы, фестивали, концертная
деятельность, индивидуальное самовыражение

4 год обучения
Умения:
Выразительно и ритмично двигаться в
соответствии с образом танца

Выражать свои собственные ощущения,
используя язык хореографии,
изобразительного искусства

Руководитель с помощью метода наблюдения и
самовыражения детей в хореографической
деятельности, конкурсы, фестивали, концертная
деятельность, индивидуальное самовыражение,
самооценка
Руководитель с помощью метода наблюдения и
самовыражения детей в хореографической
деятельности, конкурсы, фестивали, концертная
деятельность, индивидуальное самовыражение,
самооценка
20

Руководитель с помощью метода наблюдения и
самовыражения детей в хореографической
Сопереживать, осуществлять взаимовыручку
деятельности, конкурсы, фестивали, концертная
и взаимоподдержку
деятельность, индивидуальное самовыражение,
самооценка
Владеть экзерсисом по народному танцу.

Разбираться в жанрах современной
хореографии

Руководитель с помощью метода наблюдения и
самовыражения детей в хореографической
деятельности, конкурсы, фестивали, концертная
деятельность, индивидуальное самовыражение,
самооценка
Руководитель с помощью метода наблюдения и
самовыражения детей в хореографической
деятельности, конкурсы, фестивали, концертная
деятельность, индивидуальное самовыражение,
самооценка

Знания:
Руководитель с помощью метода наблюдения
Виды и жанры хореографии
и самовыражения детей в хореографической
деятельности, конкурсы, фестивали, концертная
деятельность, индивидуальное самовыражение,
самооценка

Истрию создания танцев народов мира

Руководитель с помощью метода наблюдения и
самовыражения детей в хореографической
деятельности, конкурсы, фестивали, концертная

Формы и методы контроля и оценки
Результаты обучения (освоенные умения, результатов обучения
усвоенные знания)
деятельность, индивидуальное самовыражение,
самооценка
Танцевальные термины

Руководитель с помощью метода наблюдения и
самовыражения детей в хореографической
деятельности, конкурсы, фестивали, концертная
деятельность, индивидуальное самовыражение,
самооценка

3. Список литературы
1.Барышникова Т. Азбука хореографии. М., 2020
2. Богданов Г. Урок Русского народного танца. - М., 2015.
3. Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движения. - М., 2014.
4. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. - М., 2019.
21

5. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. М.: Издательство «Гном и Д», 2014

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.